Двигатель Mercedes-Benz OM603

Дизельный агрегат Мерседес-Бенц, которому нашли применение с 1984 года. Правда, использовался мотор в ограниченном количестве, преимущественно на моделях W124, W126 и W140.

Описание OM603

Объем этого двигателя составляет 2996 см3. В своё время представлял собой инженерное чудо, революционную схему по сравнению с более ранним 5-цилиндровым OM617. Новый мотор был способен выдавать до 148 л. с., степень сжатия его составляла 22 единицы.

Выпущено было несколько версий, включая турбированные. Последние исключительно реализовывались в США.

Функционирует двигатель по следующей схеме:

  • один распредвал и турбонасос приводятся в действие двойной цепью от коленвала,
  • маслонасосом управляет отдельная однорядная цепь,
  • распредвал воздействует на клапаны с помощью специальных толкателей ковшового типа,
  • настройка клапанов происходит автоматически,
  • впрыск топлива осуществляется непосредственно в камеру,
  • в инжекторе нашёл применение насос от Бош с механическим регулятором и вакуумным управлением,
  • предусмотрен предварительный нагрев мотора, осуществляемый свечами накаливания автоматически.
Производитель Daimler-Benz
Годы производства 1986-1997
Объём в литрах 3,0
Объём в см3 2996
Расход топлива, л/100 км 7.9 — 9.7
Тип двигателя Рядный, 6-цилиндровый
Выброс CO2, г/км 209 — 241
Ход поршня 84 мм
Схема ГБЦ 2 клапана на цилиндр/OHC
Степень сжатия 22 к 1
Турбокомпрессор Нет (.912), Да (.96x, .97x, KKK K24)
Топливная система Впрыск
Тип топлива Дизель
Выходная мощность 109 — 150 л.с. (81 — 111 кВт)
Выход крутящего момента 185 Нм — 310 Нм
Сухой вес 217 кг
OM603.912
Мощность кВт (л.с.) 81 (109) 4600 об / мин, 84 (113) при 4600 об / мин
Крутящий момент в Нм 185 при 2800 об / мин или 191 @ 2800 — 3050 об / мин
Годы производства 04/1985-06/1993
Автомобиль, в который устанавливался W124
OM603.960-963 (4Matic)
Мощность кВт (л.с.) 106 (143) при 4600 об / мин или 108 (147) при 4600 об / мин
Крутящий момент в Нм 267 при 2400 об / мин или 273 при 2400 об / мин
Годы производства 01/1987-03/1996
Автомобиль, в который устанавливался W124 300D Turbo
OM603.960
Мощность кВт (л.с.) 106 (143) при 4600 об / мин или  108 (147)  при 4600 об / мин
Крутящий момент в Нм 267 при 2400 об / мин или 273 при 2400 об / мин
Годы производства 1987
Автомобиль, в который устанавливался W124 300D Turbo
OM603.961
Мощность кВт (л.с.) 110 (148)  при 4600 об / мин
Крутящий момент в Нм 273 при 2400 об / мин
Годы производства 02/1985-09/1987
Автомобиль, в который устанавливался W124 300SDL
OM603.97x
Мощность кВт (л.с.) 100 (136)  при 4000 об / мин и 111 (150) при 4000 об / мин
Крутящий момент в Нм 310 при 2000 об / мин
Годы производства 06/1990-08/1991 и 09/1991-08/1996
Автомобиль, в который устанавливался W124 350SD / SDL и 300SD / S350

Характерные неисправности

Особое внимание при разработке OM603 инженеры уделили контролю над выбросами. В США были ужесточены нормы, и пришлось создать дизельный сажевый фильтр. Устанавливался он на ГБЦ, что не позволяло долгое время использовать только вошедшие в моду облегчённые алюминиевые головки.

Сажевый фильтр также мешал турбокомпрессору, который легко повреждался из-за задерживаемого ловушкой мусора. Версии 603-го с таким фильтром были проданы в США в период 1986-1987 гг. Однако дилер снимал эти ловушки бесплатно по желанию владельца автомобиля, а также ремонтировал повреждённую турбину, если причиной порчи был сажевый фильтр.

Одним словом, в 1990-м году идея с использованием сажевого фильтра была полностью забыта. Головки цилиндров подверглись капитальной модернизации, так как ещё были чересчур восприимчивыми к перегреву и быстро трескались. Выходит новое поколение OM603 с большим крутящим моментом и мощностью, но с меньшим низким оборотом.

Устанавливается другой турбокомпрессор, более производительный, что соответственно, увеличивает мощность двигателя. Однако, несмотря на исправление проблем с ГБЦ, появилась другая неисправность — скорое повреждение прокладки и попадание масла внутрь первого цилиндра. Это же приводило к повышенному потреблению масла. Вызвана проблема слабыми фиксирующими стержнями головки.

Другая характерная неполадка OM603 — сильные вибрации двигателя. Это вызывает ослабление картерных винтов и болтов. Последние попадают в масляный насос или забивают каналы, что в итоге приводит к масляному голоданию, повреждению подшипника и сломанным штангам блока. Своевременно проведённое техническое обслуживание способствует устранению этой проблемы.

Автомобили, в которые устанавливался

Двигателем OM603 оснащали следующие модели авто.

OM603D30
E-Class универсал, 1 поколение, S124 (09.1985 — 07.1993), седан, 1 поколение, W124 (11.1984 — 07.1993)
OM603D30A
E-Class рестайлинг 1993, универсал, 1 поколение, S124 (07.1993 — 04.1995),седан, 1 поколение, W124 (05.1993 — 09.1995), универсал, 1 поколение, S124 (09.1985 — 07.1993)
OM603D35
G-Class рестайлинг 1994, suv, 2 поколение, W463 (07.1994 — 06.1998)
OM603D35A
S-Class седан, 3 поколение, W140 (01.1991 — 09.1998)
OM603D35LA
S-Class седан, 3 поколение, W140 (04.1991 — 09.1998)
Эпокс хочу себе Г класс подходящий для себя нашел с мотором OM603, на механике в интернете никакой информаций не нашел о данном двигателе, у меня такой вопрос: У кого был гелик с таким мотором скажите пожалуйста на сколько проблематичный этот двиг. и стоит ли брать Гелендваген с таким мотором(у меня цель не наваливать)
Вадька69 походу он отличается от простого 2.9   ТНВД  от Lukas   ( не рядный  а роторный ) и момент там существенно больше   ( его ставили на грузовики среднего класса )
Кирилл 377 603 один из лучших моторов. ТНВД модно и поменять. Советую.
Николай И По первому основному вопросу могу сказать что все атмосферные  дизеля у мерседеса надёжны, вопросов врядли возникнет.  У нас сейчас на Гелике стоит ОМ603 атмосферник 1988 года…  сколько он уже пробежал до этого  хрен знает  и  сейчас уже на нашем гелике три года бегает… Никто внутрь его ещё не лазил. 2016 год — 1988 = 28 лет… А вот стоит вам брать Гелик или не стоит… это вы сами на него отвечайте, для чего вам Гелик. С вашим движком свои 110 км в час Гелик держать будет, но не до ‘быстрых’ обгонов на трассе.
Эпокс Рабочий объем [куб.см] 2996, Номинальная мощность [кВт (л.с.)] 83 (113) при 4600 об/мин Номинальный крутящий момент [Нм] 191 при 2700 об/мин так как я новичек мне тут подсказали что это OM 603
5002090 У меня когда то был такой турбо. Проездил 4 года без нареканий, главное вовремя менять масло и не перегревать (очень боится).
Санни да это 603 не помню дальше цифры 969 кажется  он очень надежны неприхотливый , но он не едет  , а если все блокировки включаешь ему не хватает мощности но надежней 603 турбового я турбовый раз в год перебирал пока не перестал крутить его теперь для меня и турбовый тоже стал надежным уже лет пять даже форсунки не выкручивал пару свечей только поменял что ты еще хотел о нем узнать ? , а ремонт не сложный просто все тяжелое одному ворочить тяжело
Володде Первое что надо сделать, проверить компрессию на холодную (должна быть не меньше 20), потом обратить внимание как заводится (должен с первого ‘толчка’) и ровно работать на чуть повышенных оборотах, потом обороты должны упасть самостоятельно. Если все так как я написал, то с мотором и ТНВД всё в порядке.  Какие могут быть проблемы: 1. ГБ. Очень боится перегрева и уже далеко ‘не новьё’. Отремонтировать практически не возможно, новая только на заказ, в районе сотки. 2. ТНВД. Лечится легче, но мастеров с нормальным оборудованием мало. 3. Компрессия. Старость, не любит расточки. 4. Форкамеры и посадочные места под них, но это относится к ГБ. Следить: вискомуфта (перегрев), почаще менять масло в общем соблюдать все рекомендуемые условия эксплуатации — в этом случае всё будет хорошо.
Эрик68 компрессия  20  -это  мотор почти  умер
Степанов Я свой мотор решил перебрать. Разобрал, повез голову на опрессовку — трещина, покупаю вторую, на опрессовку — трещина, покупаю третью — трещина. Потратил 4500 рублей только на опрессовку и бросил затею. Буду ставить 612 или 613. До этого мотор полностью перебирал в 2007 году, мотор повидал многое на своем веку, но сейчас привести его в порядок дороже, чем купить 612 в сборе. Расход дикий, 18-20 литров, правда на 35 колесах
Жека езжу 5 лет. Мотор называется 603.931. Отличается от 603.912 (легковой) наличием глубокого поддона и удлиненным маслозаборником, отсутствием датчика уровня масла, другими шкивами коленвала и помпы, наличием масляного термостата с радиатором, наличием гофра на генераторе и вроде всё. Хотя у меня подозрение, что ТНВД на 931-ом всё-таки немного по-другому настроен. Во всяком случае номера точно разные были. Особенности: 1. не едет ни фига. До 60-70 еще ничего. Потом очень печально. Если горы и тяжелый прицеп, будете ехать на второй передаче, реветь и дымить. 2. максималка — 140, на владовских пружинах — 125, но если нагрузить, поедет быстрее. В общем чем ниже сидит, тем быстрее едет и наоборот. С ветром такая же зависимость. 3. расход 70-80 — 9л., 100км/ч — 11, город 15, зимой 20. 4. в принципе, наверное, один из самых надежных моторов, потому как тупо простой. Нет всяких доп радиаторов, клапанов, мозгов и т.д. 5. обслуживается очень просто, везде можно подлезть-дотянуться. Всё или почти всё подходит от 124-го. 6. нормально переваривает высокие обороты. Можно спокойно крутить до 4-5т., едет без последствий на любой солярке. Кто-то даже темное печное в него лил, но надо корректировать впрыск. 7. голова у него больная тема. У алюминия нет предела усталостной прочности как у сталей, поэтому на 20-25 летних моторах трещина в голове — обычное дело. Вопрос насколько критично ее наличие сказывается на теплоотводе. Я решил проблему установкой доп. насоса и езжу без проблем. хотел вместо него поставить 605.960, но, видимо, не смогу найти глубокий поддон на 5-цилиндровый мотор и буду ставить 606-ой. Даже насос уже купил…
Эрик68 коробка автомат или механика ?
Жека у меня автомат
Васико Всё верно. Если иметь такой новый мотор, то свой лям, при правильной эксплуатации, он пробежит. У нас 602-е моторы, по сути тоже самое, только пять цилиндров (на бусах) по 700 т.км. выходили, если верить спидометру Один до сих пор в хозяйстве на ходу.
Эрик68 Да, это совсем печально ..на механике он повеселей .
В81 Имею опыт владения дизельным геликом 350 турбодизель ом 603. если двигатель нормальный не убитый то будет ездить без проблем конечно если вы ездите спокойно! не любит обороты и под длительной нагрузкой(затяжной подъем)  начинает греться после чего и трещины в головке появляются! разгоняется долго, но разгоняется!)) 100-120 на автомате крейсерская скорость. очень простой без электроники можно самому отремонтировать если что, расход 15л в городе расход масла 2л на 10000км
Юрок у меня тоже грелся.., пока оба радиатора  кёрхером не промыл капитально, особенно от кондёра забит был,  не поленись, разбери морду, и вискомуфту  проверить на горячую тоже  не помешает
В81 У меня там все чисто, виско муфта тоже новая движок четко работает без проблем но все равно когда в гору едит температура растет,и только после того как поставил другую помпу от 603 5 ти цилиндрового 2.9 помоему там лопасти совсем по другому сделаны! Перестал греться!
Санни еще отдай радиаторщику чтоб почистил
Юрок ЗАПРОСТО! Мне помпа пришла, так крыльчатку подтачивать пришлось, т.к. о блок задевала.  Я еще залил желтый антифриз, т.к. самая высокая температура закипания.  При закипании ОЖ нарушается теплосъём, т.к вместо водяной рубашки образуется паровоздушная и ГПГ приходит каюк((( если уж закипел не глуши, иначе заклинит и х— чем вал провернёшь, просто остановись и жди пока темпер спадёт.
Эфим А лутше для старого моторчика новый радиатор, эфективность теплоотдачи на порядок выше чем у 20летнего . Проверино не один раз Как правило середина радиатора заростает отложениями и проходимость и теплоотдача через забитые соты снижается. Промывать внутри алюминий  химией черевато течью
Оцените статью
УАЗ_ЛЮКС
Добавить комментарий