Система питания и охлаждения двигателя ЗМЗ-409 (УАЗ-Патриот 3163, УАЗ-Хантер)

sistema-pitaniya-i-ohlazhdeniya-dvigatelya-zmz-409-uaz-patriot-3163-uaz-hanter УАЗ Патриот

Система охлаждения двигателя ЗМЗ-409 (УАЗ-Патриот 3163, УАЗ-Хантер) Система охлаждения ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот 3163, УАЗ-Хантер — жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости.

Система состоит из водяной рубашки блока цилиндров и водяной рубашки головки цилиндров двигателя, водяного насоса 6, термостата 3, сливного краника 7, датчика указателя температуры охлаждающей жидкости 4, датчик сигнализатора аварийной температуры охлаждающей жидкости, установленного в верхний бачок радиатора.

Система охлаждения двигателя ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ-Хантер

Схема Система охлаждения двигателя ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ-Хантер

  • 1 – двигатель;
  • 2 – патрубок дросселя;
  • 3 – термостат;
  • 4 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости;
  • 5 – датчик температурного состояния двигателя;
  • 6 – водяной насос;
  • 7 – сливной краник блока цилиндров.

Наиболее выгодный температурный режим охлаждающей жидкости лежит в пределах 80…90° С. Указанная температура поддерживается при помощи термостата, действующего автоматически и жалюзи, управляемых водителем.

Поддержание термостатом правильного температурного режима в системе охлаждения оказывает решающее влияние на износ деталей двигателя ЗМЗ-409 и экономичность его работы. Для контроля температуры охлаждающей жидкости на щитке приборов автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ-Хантер имеется указатель температуры, датчик которого ввернут в корпус термостата. Кроме того, на щитке приборов автомобиля имеется сигнализатор аварийной температуры, загорающийся красным светом при повышении температуры жидкости свыше 104 °С.

Датчик сигнализатора аварийной температуры ввернут в верхний бачок радиатора. При загорании сигнализатора следует немедленно остановить двигатель и устранить причину перегрева охлаждающей жидкости.

Водяной насос (помпа) ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ-Хантер центробежного типа. Подшипник 7 отделен от охлаждающей жидкости самоподжимным сальником 4 неразборной конструкции, внутри которого расположены манжета и уплотняющая шайба. Жидкость, просачивающаяся через сальник, не попадает в подшипник, а вытекает наружучерез контрольное отверстие 6, которое периодически надо прочищать.

Подшипник от перемещения удерживается фиксатором 2, который завернут до упора и закернен. Подшипник заполняется смазкой при сборке и в процессе эксплуатации добавления смазки не требуется. Ступица 1 и крыльчатка 5 напрессованы на валик подшипника.

Водяной насос (помпа) ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ-Хантер

Водяной насос (помпа) ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ-Хантер

  • 1 – ступица;
  • 2 — фиксатор;
  • 3 корпус;
  • 4 — сальник;
  • 5 -крыльчатка;
  • 6 -контрольное отверстие для выхода охлаждающей жидкости;
  • 7 — подшипник.

Привод насоса ЗМЗ-409 (и генератора) осуществляется поликлиновым ремнем 6РК 1220.

Разборка и сборка водяного насоса ЗМЗ-409 (УАЗ-Патриот, УАЗ-Хантер)

Разборка насоса ЗМЗ-409 (УАЗ-Патриот, УАЗ-Хантер) производится в следующем порядке:

  • съемником снять крыльчатку;
  • съемником снять ступицу;
  • вывернуть фиксатор подшипника;
  • выпрессовать из корпуса подшипник в сборе с валиком;
  • выпрессовать из корпуса сальник.

Сборка помпы ЗМЗ-409 (УАЗ-Патриот, УАЗ-Хантер) производится в следующем порядке:

  • с помощью оправки установить сальник, не допуская перекоса, в корпус насоса;
  • запрессовать подшипник с валиком в сборе в корпус так, чтобы гнездо под фиксатор совпало с отверстием в корпусе насоса;
  • завернуть фиксатор подшипника и закернить, чтобы не происходило само отворачивание фиксатора;
  • напрессовать на валик подшипника ступицу шкива насоса, выдержав размер 106,0 ± 0,2 мм;
  • напрессовать крыльчатку на валик подшипника, обеспечив зазор между крыльчаткой и корпусом 0,9…1,3 мм. При напрессовке ступицы и крыльчатки необходимо разгружать корпус, фиксатор и подшипник насоса от усилий запрессовки, т.е. упор при напрессовке должен осуществляться на торец валика.

Перед сборкой очистить и промыть детали насоса, удалить отложения с крыльчатки, корпуса и крышки. Проверить величину осевого перемещения наружной обоймы подшипника относительно валика, которая не должна превышать 0,13 мм при нагрузке 5 кгс. Подшипник насоса заполнен смазкой на заводе-изготовителе и при ремонте насоса смазки не требует.

Система питания двигателя ЗМЗ-409 (УАЗ-Патриот, УАЗ-Хантер)

Система питания топливом ЗМЗ-409 (УАЗ-Патриот, УАЗ-Хантер) осуществляется посредством впрыска топлива во впускную трубу электромагнитными форсунками, управляемыми микропроцессором. Система питания ЗМЗ-409 состоит из топливного бака 5, топливопроводов 4, 6 и 9, электробензонасоса 8, топливных фильтров 7 и 10, топливопровода двигателя 1, отлитого из алюминиевого сплава, с регулятором давления топлива 3 и электромагнитными форсунками 2.

Схема системы питания двигателя ЗМЗ-409 (УАЗ-Патриот, УАЗ-Хантер)

Схема системы питания двигателя ЗМЗ-409 (УАЗ-Патриот, УАЗ-Хантер)

  • 1 — топливопровод двигателя;
  • 2 — электромагнитные форсунки;
  • 3 — регулятор давления топлива;
  • 4 — топливопровод отвода топлива в бак;
  • 5 — топливный бак;
  • 6 — топливопровод низкого давления;
  • 7 — топливный фильтр грубой очистки;
  • 8 — электробензонасос;
  • 9 — топливопровод вы-сокого давления;
  • 10 — фильтр тонкой очистки топлива;
  • 11 — топливопровод высокого давления.

Система впуска воздуха и выпуска отработавших газов ЗМЗ-409 (УАЗ-Патриот, УАЗ-Хантер)

Впускная система двигателя ЗМЗ-409 (УАЗ-Патриот, УАЗ-Хантер) состоит из впускной трубы и ресивера, отлитых из алюминиевого сплава. Геометрические параметры системы позволяют реализовать газодинамический наддув двигателя.

На режиме холостого хода и малых нагрузках воздух в двигатель поступает через отдельную систему непосредственно к впускным клапанам.

Выпускной коллектор ЗМЗ-409 отлит из чугуна. Для улучшения очистки цилиндров двигателя от отработавших газов патрубки от каждого цилиндра соединены между собой 1 и 4, 2 и 3 . Это уменьшает влияние работы одного цилиндра на другой и позволяет реализовать эффект настроенного выпуска отработавших газов.

Система вентиляции картера ЗМЗ-409 (УАЗ-Патриот, УАЗ-Хантер)

Система вентиляции картера ЗМЗ-409 — закрытая, принудительная, действующая за счет разрежения во впускной системе. Маслоотражатель размещен в крышке клапанов.

Схема вентиляции картера двигателя ЗМЗ-409 (УАЗ-Патриот, УАЗ-Хантер)

Схема вентиляции картера двигателя ЗМЗ-409 (УАЗ-Патриот, УАЗ-Хантер)

  • 1 — крышка клапанов;
  • 2 — маслоотражатель;
  • 3 — трубка маслоотражательная;
  • 4 — продольный канал системы холостого хода;
  • 5 — ресивер с впускной трубой;
  • 6 — шланг малой ветви вентиляции;
  • 7 — шланг основной ветви вентиляции.

При работе двигателя ЗМЗ-409 (УАЗ-Патриот, УАЗ-Хантер) на холостом ходу газы из картера отсасываются через малую ветвь в канал системы подачи воздуха на холостом ходу, откуда попадают во впускные каналы головки цилиндров.

На остальных режимах вентиляция осуществляется через дроссель ресивера и впускную трубу.

При эксплуатации не нарушайте герметичность системы вентиляции и не допускайте работу двигателя при открытой маслозаливной горловине. Это вызывает повышенный унос масла с картерными газами и загрязнение окружающей среды.

Оцените статью
УАЗ_ЛЮКС