ГРМ ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер

ГРМ ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер УАЗ-315195 Хантер

Распределительные валы двигателя ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер отлиты из чугуна. Для достижения высокой износостойкости рабочей поверхности введено отбеливание кулачков.

Распредвалы вращаются в подшипниках, образованных головкой цилиндров и съемными алюминиевыми крышками. Эти крышки обрабатываются в сборе с головкой цилиндров и поэтому не взаимозаменяемы.

Привод распредвалов ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер — цепной, двухступенчатый. Включает в себя: звездочку 1 коленчатого вала, ведомую 5 и ведущую 6 звездочки промежуточного вала, ведомые звездочки 12 и 14 распределительных валов, две цепи (72 и 92 звена) 4 и 9, гидронатяжители с усиленной пружиной 2 и 8, рычаги натяжного устройства 3 и 7 и успокоители цепей 13, 16 и 17.

Натяжение цепи каждой ступени осуществляется гидронатяжителями, размещенными: один – на передней крышке блока цилиндров (крышке цепи), другой – на головке цилиндров.

При ремонте двигателя ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер гидронатяжитель необходимо разобрать, промыть его детали и собрать.

Гидронатяжитель ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер

Гидронатяжитель ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер

  • 1 — клапан в сборе;
  • 2 — кольцо запорное;
  • 3 — плунжер;
  • 4 — корпус;
  • 5- пружина;
  • 6 — кольцо стопорное.

Сборка гидронатяжителя двигателя УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер производится в следующем порядке:

  • на закрепленную вертикально оправку установить корпус 4 гидронатяжителя;
  • в корпус гидронатяжителя вставить плунжер 3 до упора стопорного кольца 6 на плунжере в оправку;
  • в плунжер вставить пружину 5. На пружину установить клапан гидронатяжителя 1 и, сжимая пружину, завернуть его в корпус, при этом стопорное кольцо на плунжере должно находиться в проточке корпуса и препятствовать перемещению плунжера в корпусе.

Не допускается на собранном гидронатяжителе нажатие на выступающий из корпуса носик плунжера во избежание выхода плунжера из зацепления с корпусом под действием сжатой пружины. Не допускается при сборке зажимать корпус гидронатяжителя во избежание нарушения геометрии плунжерной пары.

Привод распределительных валов ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер

Привод распределительных валов ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер

  • 1 – звездочка коленчатого вала;
  • 2 – гидронатяжитель нижний;
  • 3 – рычаг натяжного устройства нижней цепи;
  • 4 – цепь нижняя;
  • 5 –звездочка промежуточного вала ведомая;
  • 6 – звездочка промежуточного вала ведущая;
  • 7 – рычаг натяжного устройства верхней цепи;
  • 8 – гидронатяжитель верхний;
  • 9 – цепь верхняя;
  • 10 – установочная метка на звездочке;
  • 11 – установочные штифты;
  • 12 – звездочка распределительного вала впускных клапанов;
  • 13 –успокоитель цепи верхний;
  • 14 – звездочка распределительного вала выпускных клапанов;
  • 15 – верхняя плоскость головки цилиндров;
  • 16 – успокоитель цепи средний;
  • 17 – успокоитель цепи нижний;
  • М1 и М2 – установочные метки на блоке.

Клапаны ЗМЗ-409 — изготовлены из жаропрочной стали и имеют возможность в процессе работы проворачиваться. Клапаны взаимозаменяемы с аналогичными клапанами двигателя ВАЗ.

Привод клапанов от распределительных валов двигателя ЗМЗ-409 (УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер) непосредственный через цилиндрические гидротолкатели 7, для которых выполнены направляющие отверстия в головке цилиндров. Применение гидравлических толкателей исключает необходимость регулировки зазоров.

Привод клапанов ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер

Привод клапанов ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер

  • 1 — клапан впускной;
  • 2 — головка цилиндров;
  • 3 — тарелка пружины клапана;
  • 4 — колпачок маслоотражательный;
  • 5 — пружина клапана наружная;
  • 6 — вал распределительный выпускных клапанов;
  • 7 — гидротолкатель;
  • 8 — сухарь клапана;
  • 9 — клапан выпускной;
  • 10 — пружина клапана внутренняя;
  • 11 — шайба опорная пружины клапана;
  • 12 — вал распределительный впускных клапанов.

Пружины клапанов — двойные. Пружины и детали их крепления взаимозаменяемы с аналогичными деталями двигателя ВАЗ. Гидротолкатели ЗМЗ-409 (УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер) выполнены в виде цилиндрического стакана с плунжерной парой и подводом масла от магистрали в головке цилиндров.

Вал промежуточный — предназначен для установки на нем звездочек 3 и 4 привода распределительных валов, а также винтовой шестерни 9 привода масляного насоса.

Промежуточный вал ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер

Промежуточный вал ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер

  • 1 — болт;
  • 2 — пластина стопорная;
  • 3 — звездочка ведущая;
  • 4 — звездочка ведомая;
  • 5 — втулка передняя вала;
  • 6 — вал промежуточный;
  • 7 -труба промежуточного вала;
  • 8 — гайка;
  • 9 — шестерня привода масляного насоса ведущая;
  • 10 — втулка задняя вала;
  • 11 — блок;
  • 12 — фланец промежуточного вала;
  • 13 — штифт;
  • 14 — шестерня привода масляного насоса ведомая.

Головка блока цилиндров и клапанный механизм ЗМЗ-409

При наличии пробоин, прогара и трещин на стенках камеры сгорания и разрушения перемычек между гнездами головку бракуют. Резьбовые отверстия, имеющие износ или срывы резьбы более двух ниток, ремонтируются нарезанием резьбы увеличенного ремонтного размера, постановкой резьбовых ввертышей с последующим нарезанием в них резьбы нормального размера или установкой резьбовых спиральных вставок, последний способ ремонта наиболее эффективный и малотрудоемкий.

При сборке головки цилиндров ЗМЗ-409 (УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер) очистить камеры сгорания и газовые каналы головки цилиндров от нагара и отложений, протереть и продуть сжатым воздухом.

Если двигатель работал на этилированном бензине, то надо предварительно смочить нагар керосином. Это предотвращает распыление нагара при его удалении и предупреждает попадание ядовитой пыли в дыхательные пути. Притереть клапаны, используя притирочную пасту, составленную из одной части микропорошка М-20 и двух частей масла.

Перед началом притирки следует проверить, нет ли коробления тарелки клапана и прогорания клапана и седла. При наличии этих дефектов восстановить герметичность клапана одной притиркой невозможно и следует сначала прошлифовать седло, а поврежденный клапан заменить новым. Если зазор между клапаном ЗМЗ-409 (УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер) и втулкой превышает 0,20 мм, то герметичность также не может быть восстановлена.

В этом случае клапан и втулку следует заменить новыми. Клапаны в запасные части выпускаются стандартного размера, а направляющие втулки — с внутренним диаметром стандартного размера и наружным диаметром трех ремонтных размеров. Выпрессовывание изношенной направляющей втулки производится с помощью оправки.

Перед выпрессовыванием направляющих втулок необходимо определить ремонтопригодность головки цилиндров. Головка цилиндров ЗМЗ-409 (УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер) является ремонтопригодной, если после перешлифовки седла расстояние от оси распределительного вала до торца стержня клапана, прижатого к рабочей фаске седла, будет составлять не менее 35,5 мм.

Если данное условие не выполнимо – головка цилиндров ремонту не подлежит. При замене направляющих втулок, перед сборкой их надо охладить в двуокиси углерода (сухом льду) до –40…–45 °С, а головку цилиндров нагреть до температуры +160…+175 °С. Втулки при сборке должны вставляться в гнезда головки свободно или с легким усилием.

Втулки первого ремонтного размера двигателя ЗМЗ-409 (УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер) запрессовываются в головку без дополнительной обработки отверстий в головке под втулки, втулки второго и третьего ремонтного размера — с предварительной расточкой (разверткой) отверстий до Ø 14,2 -023,005.

После запрессовки втулок фаски седел прошлифовать, центрируя по отверстию во втулке. При шлифовке следует выдерживать размеры и обеспечить концентричность фаски на седле клапана с отверстием во втулке в пределах 0,025 мм. общих показаний индикатора (биение рабочей фаски седла относительно отверстия втулки 0,05 мм).

После шлифования фаски необходимо уменьшить ширину седел клапанов фрезерованием: у седла впускного клапана — 2 ± 0,4 мм; у седла выпускного клапана — 2 ± 0,3 мм.

Оцените статью
УАЗ_ЛЮКС