Двигатели BMW M40B16, M40B18

Семейство двигателей M40 включает два силовых агрегата – M40B16 и M40B18 с объемами цилиндров 1.6 и 1.8 л соответственно. В 1987 году немецкий концерн создал M40B18 – именно он стал первым рядным 4-цилиндровым ДВС данного семейства. Через год, в 1988 году, на базе M40B18 создали агрегат с меньшим объемом цилиндров – M40B16. Уменьшение объема «потянуло» и другие изменения: коленчатый вал с меньшим ходом поршня, сами поршни и т.д.

Двигатели серии M40 пришли на замену устаревшим моторам семейства M10. Они получили удачные конструктивные решения предшественников и новые достоинства. Несмотря на то, что последний мотор M40 вышел в 1994 году (то есть около 15 лет тому назад), машины на его базе на уверенном ходу до сих пор.

Характеристики, список автомобилей с моторами M40

Параметры двигателей соответствуют табличным:

Завод-производитель Steyr Plant
Блок цилиндров Чугунный
Система питание Инжектор
Кол-во цилиндров 4
Кол-во клапанов 2 на цилиндр, всего – 8 штук
Ход поршня В M40B16 – 72 мм
В M40B18 – 81 мм
Диаметр цилиндра 84 мм
Степень сжатия 9
Мощность M40B16 – 102 л.с. при 5500 об/мин
M40B18 – 113 л.с. при 5500 об/мин
Крутящий момент M40B16 – 143 Нм при 4250 об/мин
M40B18 – 162 Нм при 4250 об/мин
Подходящее топливо M40B16 – АИ 92-95
M40B18 – АИ-92
Расход До 10.5 л на 100 км по городу
Объем масла 4 литра
Требуемая вязкость 0W-30, 0W-40, 5W-30, 5W-40, 10W-40, 15W-50
Замена масла требуется Через 10 тыс. км, лучше – через 7000 км.
Ресурс 300+ тыс. км.

M40B16 устанавливались на автомобили BMW 3-Series E30, E36.

M40B18 ставились на BMW 3-Series E30, E36, а также модели 5-Series E34.

Описание моторов

Оба двигателя семейства M40 представляют собой 4-цилиндровые агрегаты с 8-клапанными головками, одним распределительным валом и гидрокомпенсаторами. Последние исключают необходимость проводить регулировку зазоров клапанов каждые 10 тысяч километров пробега. Отличия между двигателями несущественные: в 1.6-литровой версии используется другой впускной коллектор, дроссельная заслонка, ЭБУ и свечи зажигания. Для уменьшения объема пришлось поменять коленвал и поршни.

В обоих моторах установлены цепи на ременных приводах. Несмотря на то, что цепи в основном лучше ремневых приводом, в моторах семейства M40 они слабые и имеют невысокий ресурс. Из-за малой ширины замена ролика и ремня ГРМ требуется каждые 40 тысяч километров, а иногда и раньше.

Поэтому водителям следует прислушиваться к свисту из-под капота и наблюдать за состоянием цепи. Это очевидный недостаток ДВС M40, особенно на фоне других моторов, у которых цепь «живет» 200+ тысяч километров. К тому же, в данных двигателях обрыв цепи сопровождается неминуемым ударом поршней о головки клапанов, в результате чего последние гнутся.

В отличие от M40B18, 1.6-литровая версия получила несколько модификаций. С 1988 по 1991 выпускались ДВС без катализаторов (102 л.с, 143 Нм). В период 1991-1994 производились модели с катализаторами – мощностью 100 л.с. и крутящим моментом 141 Нм. Естественно, 1.8-литровые установки были мощнее – 113 л.с., крутящий момент – 162 Нм.

Проблемы

И хотя моторы серии M40 надежны, конструктивно и технологически  продуманы, у них есть недостатки, связанные в первую очередь с естественным износом:

  1. Стук. Возникает на моторах с побегом свыше 200 тысяч километров. Источником часто является изношенный распределительный вал, гидрокомпенсаторы или коромысла.
  2. Провал при разгонах. По отзывам владельцев, проблема моторов заключается в форсунках. Их нужно прочистить либо поменять.
  3. Плаванье оборотов. Основная причина – трещина в воздуховоде ДМРВ, из-за чего появляется подсос воздуха. Если с воздуховодом все в порядке, то нужно искать проблему в самом ДМРВ, КХХ или дроссельной заслонке. Очень редко причиной становится распредвал.
  4. Перегрев. Здесь все стандартно и алгоритм поиска неисправности классический: проверяем количество охлаждающей жидкости, ищем трещины в радиаторе или пластмассовых трубках. Редко причиной перегрева становятся воздушные пробки, помпы и термостат.
  5. Не заводится. Причин множество: топливная система, в том числе и бензонасос, высоковольтные провода, катушка зажигания и т.д.
  6. Цепь ГРМ с малым сроком службы – 40 тысяч километров. Крайне важно не прозевать этот момент и заменить ее своевременно. Многие владельцы, делая ставку на высокий срок службы цепей, забывают о необходимости ее замены, и это приводит к ее обрыву.

К этим проблемам следует добавить возраст двигателя. На середину 2018 года не существует свежих моторов M40B16 и M40B18, поэтому приобретения старой «тройки» или «пятерки» немецкого концерна – не лучшее решение.

Варианты тюнинга

Намеренно моторы M40 для тюнинга не покупают, есть лучшее решение – BMW M50. Впрочем, варианты доработать M40 и прибавить ему лошадиных сил есть – строкер. Объем 1.6- или 1.8-литрового мотора можно увеличить до 2.1 литра. Для этого блок растачивают до 86 мм, используют поршни от S50B30, шатуны – от M440B19.

Также заменяют головку блока цилиндров, ГРМ, выпускной и впускной коллекторы, ставят блок управления от M44. Все это позволит к существующим 102 л.с. прибавить еще 50-60 л.с. В результате мощность возрастет до 150-160 л.с.

Установить нагнетатель в виде турбины также можно в теории, но на практике так никто не делает. Для этого мотор придется переработать настолько, что от M40 останется только блок цилиндров. На выходе получится 150-сильный двигатель с очень малым ресурсом.

Что говорят владельцы?

Моторы БМВ М40 на рынке давно – владельцы автомобилей на их основе уже давно «разжевали» их плюсы, минусы, удобство эксплуатации и надежность.

Плюсы:

  1. Небольшой расход топлива.
  2. Низкая цена с учетом естественного износа.
  3. Нет «масложорства». Конечно, повышенный расход масла встречается на отдельных моделях, но подобная проблема встречается крайне редко. Даже старые двигатели M40 в основном работают без расхода масла.
  4. Недорогой ремонт, обусловленный простотой конструкции и отсутствием сложных технологий.

Минусы:

  1. Дорого обходится замена цепи ГРМ, а менять ее нужно через 40 тыс. км.
  2. Не предусмотрен ГУР, из-за чего руль тяжеловат.
  3. Есть жалобы на компенсаторы – часто тарахтят. Кстати, это одна из наиболее часто встречающихся проблем владельцев – о ней упоминают на тематических форумах.
  4. Большой расход по городу (до 11 литров), который по трассе еще больше из-за того, что педаль приходится упирать в пол.
  5. Крутящий момент на высоких оборотах. Как результат – медленный набор скорости.

Откровенно говоря, назвать M40B16 и M40B18 успешными нельзя. Это неплохие моторы с простой конструкцией, которые работают долго и беспроблемно, но отзывы владельцев и мастеров неоднозначны. Мнения расходятся – одни уверены в надежности и конструктивном превосходстве данных двигателей по сравнению с другими моторами концерна, другие – сильно критикуют их за большой расход бензина, ненадежность, сложность обслуживания, высокие требования к маслу и топливу.

Впрочем, положительные отзывы преобладают, и большинство владельцев рассказывают о нормальной работе двигателя в течение долгих лет службы.

Контрактные двигатели

Несмотря на старость и отсутствие большого остаточного ресурса, двигатели семейства M40 продаются до сих пор. На соответствующих площадках они доступны за 25-50 тысяч рублей. Цена зависит от состояния мотора, пробега и проблем. Вот пару скринов с известных площадок:

Найти сегодня контрактный ДВС M40 несложно – они дешевые и доступные, правда, с огромным пробегом и проблемами. Автомобили на данных моторах к покупке не рекомендуются, хотя в России до сих пор ездят BMW на базе силовых установок семейства M40.

Заключение

На момент выпуска двигатели M40 были классными. Они в полной мере удовлетворяли запросы покупателе. Они простые конструктивно и технологически, надежны, обладают большим ресурсом (многие ездят и по сей день), поэтому логично считать их успешными.

Определенные проблемы с ними есть, но все они мелочные по сравнению с естественным старением. Выбираете машину на базе двигателя M40 – будьте готовы вкладывать в ремонт уже на следующий день езды. Поэтому покупать данный ДВС могут только мастера, которые банально берут из него запчасти или имеют возможность восстановить его собственными силами. Рядовым водителям без опыта ремонта силовых установок покупать данный мотор и автомобили на его базе нельзя.

Оцените статью
УАЗ_ЛЮКС
Добавить комментарий