Двигатель Mazda 13B

Роторные двигатели Mazda 13B – силовые агрегаты, разработанные в начале 1960 годов. Создатель – Феликс Ванкель. Разработки немецкого инженера стали основой для появления целого семейства двигателей. В ходе модернизации моторы получили турбонадув и увеличенный объем двигателя.

Двигатель 13В строился с упором на экологичность. Уровень выбросов гораздо ниже, чем у аналогов. Первые партии носили имя АР. Мотор АР использовался при сборке авто с 1973 по 1980 год.

История и схема работы двигателя Mazda 13B

13В – самый массовый двигатель из своего семейства. Собирался на протяжении трех десятков лет. Служил основой для всех последующих двс. Не является схожим с 13А, но представляет собой удлиненную версию 12А. Мотор отличается увеличенной толщиной ротора (80 мм) и объемом двигателя (1,3 литра).

Автомобили с двс 13В были доступны в продаже в Соединённых Штатах в период с 1974 по 1978 год. Устанавливались в качестве силового агрегата на седаны. Последняя по времени модель, на которой встречаются – Mazda RX-7. В 1995 году автомобили с двс 13В исчезли с авторынка США. На японских островах двигатель получил распространение в 1972 году. Популярность сохранялась по 2002 год. Последняя модель с агрегатом – Mazda RX-7.

Следующая версия мотора, увидевшая свет – 13B-RESI. Отличается наличием усовершенствованного впускного коллектора, установка которого привела к увеличению мощности двигателя (135 л.с.). 13B-DEI имеет систему переменного впуска. Четыре инжектора оснащены электронной системой впрыска топлива. На 13В-Т (атмосферный двс) устанавливали нагнетатель и 4 инжектора.

13B-RE отличался от версии REW интересной комбинацией турбин, которые включались последовательно. Сначала стартует первая, более крупная. После при необходимости начинает нагнетать вторая малая турбина. В свою очередь 13B-REW – это сочетание малого веса и мощности. Одинаковые по размеру турбины включаются в аналогичном REW последовательном порядке. Интересно, что данный агрегат является первым массовым по производству двигателем, оснащаемым последовательными турбинами.

В общих чертах стоит подчеркнуть, что двигатель получил большую известность. Мотор Ванкеля поражает своей необычной конструкцией. Неискушенных автолюбителей способен также удивить малый размер двс, который при всем прочем выдает до 300 лошадиных сил. Габариты двигателя чуть больше коробки передач. На массовое производство роторных агрегатов решился лишь концерн Мазда. Для своего времени мотор был инновационным, так как в нем отсутствовала газораспределительная система.

Технические характеристики 13В

Объем 1308 куб.см.
Мощность 180-250 л.с.
Степень сжатия 9
Нагнетатель Двойной турбонадув
Макс. мощность 180 (132) л.с. (кВт)/ при 6500 об./мин.
185 (136) л.с. (кВт)/при 6500 об./мин.
205 (151) л.с. (кВт)/при 6500 об./мин.
Топливо/расход АИ-92, 95/6,9-7,2 л/100 км
Макс. крутящий момент 245 (25) Н/м/при 3500 об./мин.
270 (28) Н/м/при 3500 об./мин.
Двигатель Объем, куб.см. Мощность, л.с. Степень сжатия Нагнетатель Макс. мощность, л.с. (кВт)/об./мин. Топливо/расход на л/100км Макс. крутящий момент, Н/м/при об./мин.
13B-REW 1308 255-280 9 Двойной турбонадув 280 (206)/6500
265 (195)/6500
255 (188)/6500
АИ-98/6,9-13,9 л 314 (32)/5000
13B-MSP 1308 192-250 10 Нет 192 (141)/7000
210 (154)/7200
215 (158)/7450
231 (170)/8200
235 (173)/8200
250 (184)/8500
АИ-98/10,6-11,5 222 (23)/5000
13B-RE 1308 230 Двойной турбонадув 230 (169)/6500 АИ-98, 95/6,9 294 (30)/3500
13В 1308 180-250 9 Двойной турбонадув 180 (132)/6500
185 (136)/6500
205 (151)/6500
АИ-92, 95/6,9-7,2 245 (25)/3500

Номер двигателя находится под генератором. Выбит на чугуне. Чтобы увидеть цифробуквенное обозначение необходимо наклониться и смотреть вертикально вниз под генератор. Номер может отсутствовать вовсе из-за замены передней крышки.

Плюсы и минусы, ремонтопригодность, особенности

Инновационный для своего времени двигатель может похвастаться не только небольшими размерами, но и множеством преимуществ. В первую очередь стоит выделить высокую удельную мощность. Достигается за счет того, что масса движущихся частей меньше, чем в поршневых двигателях. Другой плюс – отличная динамика. Автомобиль, в который установлен данный ротор, с легкостью разгоняется до 100 км/ч.

К преимуществам также относится высокий уровень КПД. Один цилиндр выдает мощность с течение ¾ каждого оборота выходного вала. Для сравнения поршень обычного двигателя выдает мощность на протяжении ¼ оборота вала. Дополняет список достоинств – низкий уровень вибраций.

Что касается недостатков, то двс Мазда 13В очень требователен к топливу.

Заливать некачественный бензин не получится, что особенно актуально для России. Кроме этого силовой агрегат отличается большим потреблением масла. За 1000 км способен потратить 1 литр жидкости. Поэтому следить за уровнем масла необходимо постоянно. Замена масла необходима каждые 5 тысяч километров.

Запасные части на двигатель дороги, в связи с этим обслуживание доступно не каждому автолюбителю. Изготовление запчастей на заказ сложно и за него берется не каждый мастер. Двигатель периодически перегревается и не отличается долговечностью. Теоретически мотор способен пройти максимум 250 тысяч километров. На практике такой пробег практически не встречается.

Модели авто, на которые устанавливались двигатели (только автомобили Мазда, только бензиновый двигатель)

Модель автомобиля Двигатель Годы выпуска Мощность/Тип КПП
Efini RX-7 13B-REW (1.3 л, бензиновый, задний привод) 1996-97 255 л.с., автомат
265 л.с., механика
Efini RX-7 13B-REW (1.3 л, бензиновый, задний привод) 1991-95 255 л.с., механика
255 л.с., автомат
RX-7 13B-REW (1.3 л, бензиновый, задний привод) 1999-02 255 л.с., автомат
265 л.с., механика
280 л.с., механика
RX-7 13B-REW (1.3 л, бензиновый, задний привод) 1997-98 255 л.с., автомат
265 л.с., механика
Eunos Cosmo 13B-RE 1990-95 1.3 л, 230 л.с., бензин, автомат, задний привод
Luce 13B-RE 1988-91 180 л.с., автомат
Savanna RX-7 (FC) 13B (1.3 л, бензиновый, задний привод) 1987-91 185 л.с., механика
185 л.с., автомат
205 л.с., механика
205 л.с., автомат
Savanna RX-7 (FC) 13B (1.3 л, бензиновый, задний привод) 1985-91 185 л.с., механика
185 л.с., автомат
205 л.с., механика
205 л.с., автомат
Efini RX-7 (FD) 13B (1.3 л, бензиновый, задний привод) 1996-97 255 л.с., автомат
265 л.с., механика
Efini RX-7 (FD) 13B (1.3 л, бензиновый, задний привод)13B-REW (1.3 л, бензиновый, задний привод) 1991-951999-2002 255 л.с., механика255 л.с., автомат
RX-7 (FD) 13B (1.3 л, бензиновый, задний привод) 255 л.с., автомат
265 л.с., механика
280 л.с., механика
RX-7 (FD) 13B (1.3 л, бензиновый, задний привод) 1997-98 255 л.с., автомат
265 л.с., механика
Mazda RX-8 (SE) 2008-12 192 л.с., автомат
231 л.с., механика
RX-8 (SE) 13B-MSP (1.3 л, бензиновый, задний привод) 2003-09 192 л.с., механика
192 л.с., автомат
231 л.с., механика
231 л.с., автомат
RX-8 (SE) 13B-MSP (1.3 л, бензиновый, задний привод) 2008-12 215 л.с., механика
215 л.с., автомат
235 л.с., механика
RX-8 (SE) 13B-MSP (1.3 л, бензиновый, задний привод) 2003-08 210 л.с., механика
210 л.с., автомат
215 л.с., автомат
250 л.с., механика

Покупка контрактного двигателя

В виду конструктивных особенностей и некоторой редкости роторные двигатели 13В стоят довольно дорого. Приобрести агрегат представляется возможным минимум за 60 тысяч рублей без навесного оборудования и за 66-80 тысяч рублей с навесным оборудованием.

Оцените статью
УАЗ_ЛЮКС
Добавить комментарий