Сцепление автомобилей УАЗ-452 и его детали

Сцепление автомобилей УАЗ-452 и его детали УАЗ-452

На автомобилях УАЗ-452 установлено сухое однодисковое сцепление (рис.1) с гасителем крутильных колебаний, обеспечивающее передачу крутящего момента от двигателя на трансмиссию 17 кг/см.

Основными частями сцепления УАЗ-452 являются ведомый диск 2 в сборе с фрикционными накладками и нажимный диск (корзина) 22 в сборе с кожухом 20 и оттяжными рычагами 13 выключения сцепления. Кожух сцепления стальной, штампованный, прикреплен к маховику 1 шестью центрирующими болтами и имеет три окна, в которые входят выступы чугунного нажимного диска.

Между кожухом сцепления и нажимным диском (корзиной) установлены шесть пружин 19. Усилие пружин обеспечивает передачу крутящего момента от маховика через кожух и нажимный диск (корзина) на ведомый диск сцепления УАЗ-452.

Для предупреждения передачи тепла пружинам со стороны нажимного диска подложены теплоизолирующие шайбы 21.

Сцепление автомобиля УАЗ-452

Сцепление автомобиля УАЗ-452

Рис.1.

  • 1 — маховик;
  • 2 — ведомый диск;
  • 2 — подшипник ведомого вала коробки передач;
  • 4 -ведущий вал коробки передач;
  • 5 — пружина демпфера:
  • 6 — палец игольчатого подшипника рычага нажимного диска;
  • 7 — картер сцепления (верхняя часть);
  • 8 — игольчатый подшипник;
  • 9 — сетка вентиляционных окон,
  • 10 — палец опорной вилки оттяжного рычага;
  • 11 — ролик;
  • 12 — опорная вилка рычага выключения;
  • 13 — рычаг выключения сцепления;
  • 14 — регулировочный винт;
  • 15 — вилка выключения сцепления;
  • 16 — оттяжная пружина муфты выключения сцепления;
  • 17 — муфта подшипника выключения сцепления;
  • 18 — подшипник выключения сцепления;
  • 19 — пружина нажимного диска;
  • 20 — кожух сцепления;
  • 21 — теплоизолирующая шайба;
  • 22 — нажимный диск;
  • 23 — нижняя часть картера сцепления.

Нажимной диск (корзина) сцепления УАЗ-452 в сборе с рычагами и кожухом проходит на заводе статическую балансировку. Допустимая величина дисбаланса не более 36 кг/см.

При балансировке высверливают отверстия диаметром 11 мм в бобышках нажимного диска, предназначенных для установки нажимных пружин. Ведомый диск сцепления УАЗ-452 стальной с приклепанными фрикционными накладками, имеет гаситель крутильных колебаний (демпфер), состоящий из восьми пружин 5, опорной пластины и двух фрикционных шайб.

Ступица ведомого диска сцепления УАЗ-452 может свободно перемещаться по шлицам ведущего вала коробки передач. Для выключения сцепления служат три рычага. Рычаги имеют по два шарнирных соединения.

Одно из них при помощи игольчатого подшипника 8 связывает рычаг с нажимным диском, а другое — соединяет рычаг с опорной вилкой 12, закрепленной на кожухе.

Конструкция второго шарнира представляет собой палец 10 с лыской и ролик 11, установленные в отверстии рычага, и позволяет рычагу изменять расстояние между осями шарниров и свободно поворачиваться во время выключения. На концах рычагов установлены регулировочные винты 14.

Привод выключения сцепления УАЗ-452

Привод выключения сцепления УАЗ-452

Рис.2.

  • 1 — педаль сцепления;
  • 2 — педаль тормоза;
  • 3 — оттяжные пружины педалей;
  • 4 — колпачковая масленка;
  • 5 — подшипник выключения сцепления;
  • 6 — муфта выключения сцепления;
  • 7 — оттяжная пружина муфты;
  • 8 — рычаг выключения;
  • 9 — регулировочный болт;
  • 10 — вилка выключения сцепления;
  • 11 — толкатель;
  • 12 — оттяжная пружина вилки выключения сцепления;
  • 13 — соединительные тяги;
  • 14 — пресс-маслёнка для смазки валика промежуточных рычагов.

Привод выключения сцепления УАЗ-452 (рис.2) механический, осуществляется при помощи подвесной педали, двух тяг и толкателя. Для выключения сцепления нужно нажать ногой на педаль сцепления.

Перемещение педали заставляет вилку 15 (см. рис.1) передвинуть муфту 17 с установленным на ней упорным шариковым подшипником 18 вперед и нажать на головки регулировочных винтов. Рычаги, поворачиваясь на осях, отводят нажимный диск назад и выключают сцепление.

Регулировка сцепления автомобилей УАЗ-452

Несвоевременная регулировка свободного хода педали сцепления УАЗ-452 вызывает повышенный износ фрикционных накладок, нагрев нажимного диска и разрушение подшипника выключения.

Зазор между головками винтов рычагов и упорным подшипником выключения сцепления должен быть равен 2,5 мм, а свободный ход педали сцепления — 28—35 мм.

Регулировка положения педалей сцепления УАЗ-452 и тормоза и свободного хода педали сцепления — Площадки педалей сцепления УАЗ-452 и тормоза должны находиться па одинаковом уровне от пола, а ход педалей до упора в пол должен быть равен 150±5 мм.

Положение площадок педалей регулируют упорными кронштейнами, имеющими удлиненные отверстия для болтов.

Для регулировки свободного хода педали сцепления УАЗ-452 необходимо

  • разъединить оттяжные пружины 3 и 12 (см. рис.2) педали и вилки выключения сцепления; —
  • ослабив контргайку толкателя вращаться упорный наконечник толкателя до установки требуемой длины; по окончании регулировки затянуть контргайку.

Регулировка сцепления УАЗ-452 можно также изменением длины горизонтальной тяги, имеющей на конце регулировочную вилку. При правильной регулировке сцепление не должно пробуксовывать во включенном положении, а при нажатии на педаль должно полностью выключаться (не должно «вести»).

Не следует регулировать зазор перемещением винтов рычагов выключения сцепления, так как это может привести к нарушению одновременного нажатия кольцом подшипника всех головок винтов и неполному выключению сцепления.

Регулировать зазор вращением головки винтов допускается только при ремонте сцепления, когда можно проверить расстояние от поверхности нажимного диска до головки винта.

Установка сцепления УАЗ-452

  • Сцепление автомобиля устанавливают в последовательности, обратной его снятию. Поверхности трения маховика и нажимного диска (корзины) УАЗ-452 перед сборкой протереть бензином.
  • При установке ведомого и нажимного дисков в сборе с кожухом сцепления УАЗ-452 на маховик необходимо:
  • ведомый диск устанавливать короткой стороной ступицы к маховику;
  • метки «О», выбитые на кожухе сцепления УАЗ-452 и маховике (около отверстия для болта крепления кожуха), совместить, иначе может быть нарушена балансировка коленчатого вала с маховиком и сцеплением в сборе; —
  • перед затяжкой болтов крепления кожуха с маховиком вставить вспомогательную оправку или запасной ведущий вал коробки передач в шлицевое отверстие ступицы ведомого диска и подшипника на коленчатом валу и сцентрировать ведомой диск относительно маховика;
  • болты крепления кожуха сцепления УАЗ-452 затягивать равномерно во избежание коробления кожуха.

Оцените статью
УАЗ_ЛЮКС