Раздаточная коробка автомобилей УАЗ-452

razdatochnaya-korobka-avtomobilej-uaz-452 УАЗ-452

Раздаточная коробка (раздатка) УАЗ-452 предназначена для передачи крутящего момента к переднему и заднему мостам и имеет две передачи: прямую с передаточным числом 1,00 и понижающую с передаточным числом 1,94.

Раздаточная коробка (раздатка)

Рис.1. Раздаточная коробка (раздатка) УАЗ-452

раздатка УАЗ-452

Рис.1. Раздаточная коробка (раздатка) УАЗ-452

  • 1 — ведомый вал коробки передач;
  • 2 — подшипник ведомого вала;
  • 3 — шестерня включения понижающей передачи и заднего моста;
  • 4 и 7 — подшипники вала привода заднего моста;
  • 5— ведомая шестерня привода спидометра;
  • 6 — ведущая шестерня привода спидометра;
  • 8 — крышка;
  • 9 — фланец заднего карданного вала;
  • 10 — вал привода заднего моста;
  • 11 и 24 — подшипники промежуточного вала;
  • 12 — промежуточный вал;
  • 13 — шестерни включения переднего моста;
  • 14 — крышка моста;
  • 15— вал привода переднего моста;
  • 16 — подшипники привода переднего вала,
  • 17 — крышка картера,
  • 18 —прокладка картера;
  • 19 — картер раздаточной коробки,
  • 20 — пробка;
  • 21 — крышка;
  • 22 — сальник;
  • 23 — фланец переднего карданного вала;
  • 25— заглушка;
  • 26 — стакан подшипника;
  • 27 —крышка коробки;
  • 28-крышка механизма переключения,
  • 30 —сапун;
  • 29- крышка верхнего люка картера,
  • 31 — пробка маслоналивного отверстия.

Понижающая передача позволяет значительно увеличить тяговое усилие на колесах при тяжелых условиях работы автомобиля (бездорожье, глубокий снег, подъемы). Устройство раздатки УАЗ-452 показано на рис.1. Ведущим валом раздаточной коробки является входящий в нее ведомый вал 1 коробки передач.

На шлицах этого вала установлена скользящая шестерня 3 включения заднего моста и понижающей передачи. При передвижении этой шестерни назад и соединении ее с внутренними зубьями шестерни вала 10 привода заднего моста будет включаться задний мост (передаточное число 1,00), а при перемещении ее вперед и зацеплении с шестерней промежуточного вала 12 будет включаться понижающая передача (передаточное число 1,94).

Промежуточный вал раздатки УАЗ-452, изготовленный за одно целое с шестерней понижающей передачи, вращается на двух подшипниках, из которых передний — роликовый, а задний — шариковый.

По шлицам вала раздатки перемещается скользящая шестерня 13 включения переднего моста. Эта шестерня при передвижении по шлицам назад входит в зацепление с шестерней вала 15 привода переднего моста. Оба вала установлены на шариковых подшипниках.

От осевых перемещений все валы раздатки УАЗ-452 удерживаются крышками подшипников и упорными кольцами, установленными в канавки наружных колец шариковых подшипников.

На валу привода заднего моста установлена ведущая шестерня 6 привода спидометра. Все шестерни раздаточной коробки УАЗ-452 — прямозубые.

При сборке на заводе шестерни комплектуют с подбором по шуму. Если по какой-либо причине во время эксплуатации одну из шестерен заменят новой, то у такой раздаточной коробки при работе может появиться несколько повышенный шум. Такой шум допустим и для раздаточной коробки не опасен.

Подшипники раздаточной коробки УАЗ-452 в эксплуатации никакой регулировки не требуют.

Механизм управления раздаткой УАЗ-452

Механизм управления раздаткой УАЗ-452

Рис.2.

  • 1 — рычаг включения переднего моста;
  • 2 — рычаг включения заднего моста н понижающей передачи в раздаточной коробке;
  • 3 — вал включения заднего моста и понижающей передачи;
  • 4 — вал включения переднего моста;
  • 5 — сухарь;
  • 6 — сферическая втулка;
  • 7 — корпус сферической втулки;
  • 8 и 9 — промежуточные рычаги;
  • 10 — регулировочные тяги;
  • 11 — тяга включения переднего моста;
  • 12 — тяга включения заднего моста и понижающей передачи в раздаточной коробке;
  • 13 — защитная манжета.

Управление раздаточной коробкой автомобилей УАЗ-452, показанное на рис.2 —дистанционное. Рычаги управления расположены справа от водителя, впереди капота двигателя. Верхний рычаг 1 служит для включения и выключения переднего моста и имеет два положения: переднее, когда передний мост включен, и заднее, когда мост выключен.

Нижний рычаг 2 предназначен для переключения передач в раздаточной коробке УАЗ-452. Он может быть установлен в трех положениях: переднем, когда включена прямая передача, нейтральном (среднем) положении, при котором ведомый вал не вращается, и заднем, когда включена понижающая передача.

Ввиду наличия блокировочного устройства (замка), установленного в крышке штоков переключения передач, понижающую передачу можно включить только после включения переднего моста, а передний мост не может быть выключен при включенной понижающей передаче. На рис.3 показаны замок и положение штоков при включении передач и переднего моста.

Замок штоков включения раздатки УАЗ-452

Замок штоков включения раздатки УАЗ-452

Рис.3.

  • а — положение штоков при включении прямой передачи (заднего моста);
  • б — положение штоков при включении понижающей передачи и переднего моста;
  • 1 — рычаг включения переднего моста;
  • 2 —штифт крепления рычага;
  • 3 — шток рычага включения переднего мостя;
  • 4 — рычаг включения понижающей передачи и заднего моста;
  • 5 — шарик-замок;
  • 6 — крышка механизма переключения;
  • 7—шток рычага включения понижающей передачи и заднего моста.

На рис.3а приведено положение штоков раздаточной коробки УАЗ-452, когда включен задний мост (штоком 7) и выключен передний мост (штоком 3). В позиции, показанной на рис. 3б — штоки переместились в положение, при котором штоком 3 включен передний мост, а штоком 7 включена понижающая передача.

Установленный в крышке шарик-замок 5 не позволяет передвинуть шток 3 и отключить передний мост до тех пор, пока штоком 7 не будет выключена понижающая передача.

Замок предназначен для предотвращения перегрузки деталей карданного вала и заднего моста. Включать передний мост следует при движении по тяжелой дороге (грязь, песок, снег и т. п.).

Не допускается включение переднего ведущего моста при отключенных передних колесах. Положение рычагов переключения раздатки УАЗ-452 показано на рис.4.

Схема положения рычагов переключения раздаточной коробки УАЗ-452

Схема положения рычагов переключения раздаточной коробки УАЗ-452

Рис.4.

  • а — передний мост (верхний рычаг);
  • б — включение передач (нижний рычаг);
  • I —прямая передача;
  • II — нейтральное положение;
  • III — понижающая передача.

Сферическая втулка 6 (см. рис.3) верхней опоры валов и втулка оси промежуточных рычагов изготовлены из пластмассы I и в смазке не нуждаются. Нижнюю шаровую опору заполняют при сборке графитной смазкой и дополнительно смазывают только при ремонте или в случае появления скрипа.

Передние тяги 10 управления регулируют по длине резьбовыми вилками. Для регулировки положения рычагов 1 и 2 расшплинтовывают и вынимают палец из вилки тяги, связанной с рычагом 1; устанавливают шток (в крышке раздаточной коробки УАЗ-452) в положение включения заднего моста, а рычаг 1 — в положение, соответствующее этой передаче.

Вращая вилку, устанавливают необходимую длину тяги, совмещают отверстия в вилке тяги и рычаге, вставляют палец и зашплинтовывают его. Таким же образом регулируют и положение рычага 2.

При первом техническом обслуживании (ТО-1) картер раздаточной коробки УАЗ-452 проверяют осмотром; при обнаружении на нем следов смазки проверить уровень масла и устранить неисправность. Уровень масла должен быть расположен у нижней кромки наливного отверстия.

При заправке не следует проворачивать валы, так как масло налипнет на шестерни и попадет в картер в большем количестве, чем требуется. Это может привести к течи масла через сальник во время работы автомобиля. На ТО-1 проверить уровень масла в картере раздаточной коробки и, если необходимо, долить.

При втором техническом обслуживании раздатки УАЗ-452 (ТО-2): — Проверить осмотром герметичность, состояние и крепление раздаточной коробки УАЗ-452 и ее привода. Снять карданные валы и подтянуть гайки, крепящие фланцы, на валах раздаточной коробки (спереди и сзади). Зашплинтовать гайки и поставить на место карданные валы.

При шплинтовке не допускается отвертывание гайки для достижения совпадения прорези на ней с отверстием на валу. Для этого нужно гайку только дотягивать.

Очистить сапун от пыли и грязи и продуть. Заменить масло в картере. Если масло сильно загрязнено или в нем замечены металлические частицы, то перед заливкой свежего масла картер следует промыть керосином.

Для этого необходимо залить 0,8—1,0 л керосина в картер, поднять колеса, пустить двигатель и дать проработать 2—3 мин, после чего керосин слить и залить свежее масло.

Оцените статью
УАЗ_ЛЮКС