Сцепление (рис. 1) автомобиля УАЗ-3962, УАЗ-3741 сухое, однодисковое, с гидроприводом выключения.
Рис. 1. Сцепление УАЗ-3962, УАЗ-3741
- 1-нижняя часть картера сцепления;
- 2-маховик;
- 3-ведомый диск;
- 4-нажимной диск;
- 5-передний подшипник;
- 6-коленчатый вал;
- 7-первичный вал;
- 8-игольчатый подшипник;
- 9-картер сцепления;
- 10-палец оттяжного рычага;
- 11-оттяжной рычаг;
- 12-ось оттяжного рычага;
- 13-ролик оттяжного рычага;
- 14-вилка оттяжного рычага;
- 15-регулировочный винт;
- 16-оттяжная пружина муфты;
- 17-муфта выключения сцепления;
- 18-подшипник выключения сцепления;
- 19-нажимная пружина;
- 20-кожух сцепления;
- 21-теплоизолирующая шайба;
- 22-пробка;
- 23-шланг смазки подшипника;
- 24-кронштейн масленки;
- 25-корпус масленки;
- 26- крышка масленки;
- 27-зубчатая шайба.
- Обслуживание и регулировка сцепления УАЗ-3741, УАЗ-3962
- Регулировка сцепления автомобилей УАЗ-3962, УАЗ-3741
- Разборка нажимного диска (корзины) сцепления УАЗ-3962, УАЗ-3741
- Снятие и установка дисков сцепления УАЗ-3962, УАЗ-3741
- Гидравлический привод сцепления УАЗ-3962, УАЗ-3741
- Снятие и разборка гидропривода сцепления УАЗ-3962, УАЗ-3741
- Снимайте гидропривод выключения сцепления с автомобиля УАЗ-3962, УАЗ-3741 в следующем порядке:
- Разборку главного цилиндра сцепления УАЗ-3962, УАЗ-3741 производите в следующем порядке:
- Разборку рабочего цилиндра сцепления УАЗ-3962, УАЗ-3741 проводите в следующем порядке:
Обслуживание и регулировка сцепления УАЗ-3741, УАЗ-3962
Необходимые работы проводятся при разборках сцепления. Смазывание подшипника выключения сцепления производите через колпачковую масленку, расположенную с правой стороны картера сцепления, согласно таблице смазывания.
Доступ к масленке снизу автомобиля. Периодически сливайте конденсат из картера сцепления, вывернув пробку 22 (рис.1).
Регулировка сцепления автомобилей УАЗ-3962, УАЗ-3741
Регулировку механизма сцепления УАЗ-3962, УАЗ-3741 производите при снятом нажимном диске сцепления в следующем порядке:
- Нажимной диск в сборе установите на плите (вместо плиты можно использовать маховик) и закрепите его за кожух шестью болтами.
- Между плитой и нажимным диском перед закреплением установите шаблон-заменитель ведомого диска в виде кольца толщиной 9,5 мм.
- Регулировку производите заворачиванием или отворачиванием регулировочных винтов до получения размера 51,5±0,75 мм (расстояние головки одного из винтов от поверхности плиты).
- Разница в расстоянии от плиты до головок двух других винтов не должна превышать 0,2 мм.
Разборка нажимного диска (корзины) сцепления УАЗ-3962, УАЗ-3741
Детали корзины сцепления УАЗ-3962, УАЗ-3741 находятся под действием усилия шести пружин. Поэтому перед отворачиванием болтов крепления опор оттяжных рычагов их следует разгрузить, сжав диск прессом.
Разборку нажимного диска (корзины) сцепления УАЗ-3962, УАЗ-3741 производите в следующем порядке:
- Сделайте на кожухе и диске метки их взаимного расположения, чтобы не нарушить балансировку при сборке.
- Сделайте также метки на рычагах и корзине сцепления УАЗ-3741, УАЗ-3962.
- Отверните три болта крепления кожуха к опорам оттяжных рычагов.
- Плавно освободите кожух из-под пресса, снимите кожух, пружины и шайбы пружин.
- Расшплинтуйте и выньте пальцы оттяжных рычагов, снимите опоры рычагов (вилки) и выньте ролики из рычагов.
Снятие и установка дисков сцепления УАЗ-3962, УАЗ-3741
Отверните шесть болтов крепления кожуха. Отворачивайте болты постепенно и последовательно по окружности, не более двух оборотов ключа за один раз, чтобы не изогнуть опоры кожуха нажимного диска (корзины) сцепления. После снятия болтов нажимной и ведомый диски сцепления УАЗ-3741, УАЗ-3962 свободно вынимаются вниз.
Ведомый диск сцепления УАЗ-3962, УАЗ-3741 включает в себя фрикционные накладки, заклёпки, пружину ведомого диска, стальной диск, демпферную пружину, ступицу, фрикционные кольца, регулировочные кольца, ведомый диск, упорный палец, балансировочный грузик.
Установку дисков на автомобиле производите в обратном порядке.
Перед установкой корзины и ведомого диска сцепления УАЗ-3962, УАЗ-3741 выполните следующее:
- Протрите чистой тканью, смоченной в бензине, все поверхности трения дисков сцепления и маховика.
- Продуйте воздухом детали дисков сцепления и осмотрите их для выявления возможных дефектов.
- Добавьте смазку в подшипник первичного вала коробки передач, установленный на коленчатом валу.
- Установите в картер сцепления ведомый диск и корзину сцепления УАЗ-3962, УАЗ-3741 и через заднее отверстие картера сцепления сцентрируйте ведомый диск сцепления относительно маховика с помощью оправки, входящей в подшипник коленчатого вала.
- Короткая часть ступицы ведомого диска сцепления должна быть обращена к маховику.
- Совместите метки на маховике и кожухе нажимного диска (корзины) и заверните шесть болтов крепления кожуха. Болты заворачивайте равномерно и последовательно по окружности.
Гидравлический привод сцепления УАЗ-3962, УАЗ-3741
Гидропривод выключения сцепления автомобилей УАЗ-3741, УАЗ-3962, показан на рис.2.
Рис.2. Гидропривод выключения сцепления автомобилей семейства УАЗ-3962, УАЗ-3741
- 1-бачок;
- 2-главный цилиндр;
- 3, 5-трубки;
- 4-соединительная муфта:
- 6-педаль;
- 7-гидрошланг;
- 8-рабочий цилиндр;
- 9-пружина.
Обслуживание гидропривода сцепления заключается в поддержании уровня рабочей жидкости в бачке на 15-20 мм ниже верхней кромки наливного отверстия, регулировке свободного хода педали сцепления и, при необходимости, его прокачке.
В гидроприводе сцепления УАЗ-3962, УАЗ-3741 регулируется только свободный ход наружного конца вилки выключения сцепления, который должен быть 2,5-3,6 мм.
Это соответствует зазору 1,7-2,5 мм между оттяжными рычагами и подшипником выключения сцепления и свободному ходу педали сцепления А, равному 35-55 мм для всех автомобилей. Регулировку привода сцепления УАЗ-3962, УАЗ-3741 производите изменением длины толкателя рабочего цилиндра.
Перед началом регулировки свободного хода педали сцепления проверьте величину полного хода педали сцепления (до упора в пол), которая должна быть 200 мм. При необходимости регулировку производите изменением длины толкателя главного цилиндра выключения сцепления.
Снятие и разборка гидропривода сцепления УАЗ-3962, УАЗ-3741
Снимайте гидропривод выключения сцепления с автомобиля УАЗ-3962, УАЗ-3741 в следующем порядке:
- отсоедините гидрошланг от рабочего цилиндра;
- слейте жидкость из гидропривода через отсоединенный конец гидрошланга;
- снимите оттяжную пружину вилки выключения сцепления;
- отсоедините и снимите рабочий цилиндр сцепления УАЗ-3741, УАЗ-3962;
- снимите оттяжную пружину педали выключения сцепления;
- расшплинтуйге и выньте палец вилки толкателя главного цилиндра;
- отсоедините и снимите главный цилиндр сцепления.
- предварительно отсоедините бачок от гибкого шланга.
Разборку главного цилиндра сцепления УАЗ-3962, УАЗ-3741 производите в следующем порядке:
- выверните корпус штуцера гибкого шланга бачка;
- выньте из корпуса главного цилиндра сцепления УАЗ-3741, УАЗ-3962 стопорное кольцо и упорную шайбу;
- выньте из корпуса поршень с уплотнительными манжетами, возвратную пружину.
Во избежание повреждения уплотнительных манжет для удаления поршня подведите сжатый воздух в отверстие для гидротрубки. Штуцеры главных цилиндров с прокладками при разборке отвертывать не следует, если не наблюдалось подтекания через них рабочей жидкости.
Разборку рабочего цилиндра сцепления УАЗ-3962, УАЗ-3741 проводите в следующем порядке:
- отсоедините от рабочего цилиндра резиновый защитный колпак и выньте толкатель вместе с колпаком.
- снимите колпак с толкателя; — выньте из корпуса рабочего цилиндра сцепления УАЗ-3962, УАЗ-3741 стопорное кольцо; —
- выньте поршень с уплотнительной манжетой из рабочего цилиндра; —
- во избежание повреждения поршня и манжеты подведите сжатый воздух к отверстию для гидрошланга;
- снимите с поршня уплотнительную манжету;
- выверните клапан прокачки; —
- снимите с клапана защитный колпачок.
Детали гидропривода тщательно промойте в тормозной жидкости или в спирте, продуйте сжатым воздухом и осмотрите.