Рулевое управление автомобилей УАЗ-Хантер 315195, УАЗ-31519 (рис. 1) состоит из рулевого колеса, рулевой колонки, рулевого механизма, оснащенного гидроусилителем, и двух рулевых тяг, соединенных шаровыми шарнирами с поворотными кулаками передней подвески.
Рулевое управление УАЗ-Хантер, УАЗ-31519
Рис.1
- 1 – рычаг поворотного кулака;
- 2 – поворотный кулак правый;
- 3 – опора шаровая правая;
- 4 – ремень;
- 5 – насос гидроусилителя рулевого управления;
- 6 – шланг нагнетательный гидроусилителя рулевого управления;
- 7 – масляный бак гидроусилителя;
- 8 – шланг всасывающий;
- 9 – шланг сливной;
- 10 – рулевой механизм;
- 11 – сошка;
- 12 – опора шаровая левая;
- 13 – поворотный кулак левый;
- 14 – рулевой наконечник;
- 15 – штуцер регулировочный;
- 16 – тяга рулевой трапеции;
- 17 – тяга сошки рулевого управления.
Вал рулевого управления 22 (рис. 2) установлен в трубе рулевой колонки УАЗ-Хантер, УАЗ-31519 на двух подшипниках 26 и передает крутящий момент от рулевого колеса на рулевой механизм через карданный вал 7, состоящий из шлицевого вала, скользящей вилки и карданных шарниров.
Рулевое колесо 18 установлено на шлицах вала рулевой колонки и прикреплено к валу гайкой. Рулевой механизм установлен в подкапотном пространстве. Картер рулевого механизма прикреплен к раме болтами.
Рулевая колонка УАЗ-Хантер 315195, УАЗ-31519
Рис.2.
1 – рулевой механизм;
2, 8 – пружинные шайбы;
3 – клин;
4 – шплинт;
5, 10 – гайки;
6 – шайба;
7 – карданный вал рулевого управления;
9 – болт;
11 – регулировочная гайка;
12 – гайка опоры рулевой колонки;
13 – шайба опоры;
14 – уплотнительное кольцо;
15 – выключатель зажигания;
16 – нижний кожух рулевой колонки;
17 – винт;
18 – рулевое колесо;
19 – гайка вала рулевой колонки;
20 – подрулевой переключатель;
21 – верхний кожух рулевой колонки;
22 – вал рулевого управления;
23 – стопорное кольцо;
24 – защитные кольца;
25 – распорные втулки;
26 – подшипники рулевой колонки;
27 – колонка рулевого управления;
28 – уплотнитель;
29 – опора рулевой колонки.
Винт рулевого механизма УАЗ-Хантер, УАЗ-31519 при вращении рулевого колеса выворачивается из гайки-поршня (или вворачивается в нее), которая, в свою очередь, перемещается вместе с золотником.
Давление жидкости в одной из полостей рулевого механизма возрастает — гайка-поршень перемещается. Перемещаясь, гайка-поршень поворачивает вал рулевой сошки, которая, в свою очередь, через тяги рулевой трапеции поворачивает управляемые колеса.
Рабочая жидкость, пройдя через рулевой механизм, поступает обратно в бачок по отводящему шлангу. Давление рабочей жидкости в гидроусилителе (ГУР) рулевого управления УАЗ-Хантер, УАЗ-31519 создается насосом лопастного типа, установленным на кронштейне двигателя. Насос приводится поликлиновым ремнем от шкива коленчатого вала двигателя.
Установленный в насосе расходный предохранительный клапан поддерживает требуемое давление рабочей жидкости в системе гидроусилителя рулевого управления в зависимости от частоты вращения коленчатого вала двигателя. Бачок ГУР УАЗ-Хантер, УАЗ-31519 установлен в подкапотном пространстве на кронштейне левого брызговика и соединен шлангом с насосом гидроусилителя и с магистралью возврата рабочей жидкости.
При отказе гидроусилителя возможность управления автомобилем сохраняется, но усилие на рулевом колесе возрастает. Рулевая трапеция УАЗ-Хантер 315195, УАЗ-31519 состоит из сошки, тяги сошки рулевого управления и тяги рулевой трапеции, регулируемых по длине, наконечников рулевых тяг, рычага поворотного кулака, поворотных кулаков и шаровых шкворней.
При повороте управляемых колес вправо, влево до упора в системе гидроусилителя возможно появление шума (гула), возникающего следствие выхода насоса гидроусилителя (ГУР) УАЗ-Хантер, УАЗ-31519 на максимальное давление. Данный шум (гул) является характерным признаком работы насоса и не влияет на работоспособность рулевого управления.
Смазывание шарниров рулевых тяг автомобиля УАЗ-Хантер, УАЗ-31519 производите с помощью рычажно-плунжерного шприца через пресс-масленки. Смазку подавайте до ее выхода через верхние уплотнительные шайбы.
Свободный ход рулевого колеса (суммарный люфт рулевого управления) проверяют при установленных в положение движения по прямой передних колесах, покачивая рулевое колесо в ту и другую сторону до начала поворота передних колес. На автомобилях УАЗ-Хантер, УАЗ-31519 с гидроусилителем рулевого управления свободный ход должен проверяться при работе двигателя в режиме холостого хода.
Свободный ход не должен превышать 10°. При наличии свободного хода более допустимого необходимо определить, за счет какого узла получается увеличенный свободный ход, для чего проверить:
- надежность затяжки болтов крепления картера рулевого механизма,
- состояние шарниров рулевых тяг,
- затяжку клина крепления карданного вала,
- зазоры в шарнирах и шлицевых соединениях карданного вала рулевой колонки,
- наличие зазоров в рулевом механизме.
Шарнир рулевых тяг УАЗ-Хантер 315195, УАЗ-31519
Рис.3.
- 1 -заглушка;
- 2 -пружина;
- 3 — пята;
- 4 -шайба сферическая нижняя;
- 5 -шайба сферическая верхняя;
- 6 -кольцо защитное;
- 7 -пружинный колпачок;
- 8 — шплинт; 9,13 -гайка;
- 10 –палец шаровый;
- 11 -сухарь;
- 12 — наконечник;
- 14 -тяга.
Пpи обнаружении зазоpа в шаpниpе рулевой тяги УАЗ-Хантер, УАЗ-31519 завеpнуть до упоpа заглушку 1 (pис.3), а затем отвеpнуть ее на ½ обоpота и в этом положении снова закеpнить.
Пpи обнаружении pадиального зазоpа в шаpниpе вала рулевого управления (осевое пеpемещение кpестовины в подшипниках) пpоизвести дополнительную pаскеpновку подшипников в ушках вилок. Раскеpновку пpоизводить таким обpазом, чтобы не допустить смятие стакана подшипника.
При наличии зазоров в шлицевых соединениях карданного вала рулевой колонки отремонтируйте или замените вал. При обнаружении зазоров в рулевом механизме произвести регулировку механизма.