Топливная система автомобилей УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514

Топливная система автомобилей УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 УАЗ-469

В топливную систему двигателя автомобилей УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 установлены два топливных бака, из которых топливо через фильтр-отстойник, топливный насос и фильтр тонкой очистки поступает в карбюратор, а затем, смешиваясь с воздухом, поступающим через воздушный фильтр, в цилиндры двигателя.

Пробка топливного бака УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514

Рис.1. Пробка топливного бака УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514

  • 1 — палец;
  • 2— держатель клапанов;
  • 3 — колпачок впускного и выпускного клапанов;
  • 4—корпус пробки;
  • 5—прокладка;
  • 6—пружина выпускного клапана;
  • 7 — пружина впускного клапана;
  • 8 — цепочка.

Баки топливной системы УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 расположены слева и справа между продольными балками рамы и боковыми панелями кузова. Наливная горловина топливных баков плотно закрывается пробкой (рис.1), которая подобно пробке радиатора имеет впускной и (выпускной клапаны, предотвращающие образование разрежения или чрезмерного повышения давления в топливных баках.

Впускной клапан открывается при разрежении в баке в 0,01 — 0,03 кгс/см2, а выпускной — при давлении в баке, равном 0,01 — 0,02 кгс/см2. Топливопровод УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 выполнен из стальных трубок наружным диаметром 8 мм и гибких резиновых шлангов.

Трехходовой кран (рис.2) служит для переключения топливных баков и установлен на полу кузова справа под сиденьем водителя. При положении рукоятки крана вдоль оси автомобиля оба бака отключены от топливного насоса.

Трёхходовой кран

Трёхходовой кран

Рис.2

  • 1— корпус ;
  • 2 — втулка;
  • 3 —пробка;
  • 4 — сальник;
  • 5 —шайба;
  • 6 — гайка;
  • 7 — рукоятка.

При повороте рукоятки влево или вправо на 90° с топливным насосом соответственно соединяется левый или правый бак. Фильтр-отстойник автомобилей УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 (рис.3) установлен между топливным баком и топливным насосом.

Его назначение — предотвратить попадание в топливный насос воды и механических частиц размером более 0,05, не задерживаемых сетчатым фильтром приемной трубки топливного бака.

Топливный фильтр-отстойник УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514

Топливный фильтр-отстойник УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514

Рис.3.

  • 1—паронитовая прокладка;
  • 2—корпус;
  • 3 — болт;
  • 4 — впускной топливопровод;
  • 5 — прокладка фильтрующего элемента;
  • 6 — фильтрующий элемент;
  • 7 — стойка фильтрующего элемента;
  • 8 — отстойник;
  • 9 — пробка сливного отверстия;
  • 10 — выпускной топливопровод;
  • 11 — пластина фильтрующего элемента;
  • 12—отверстия в пластине для прохода топлива;
  • 13 — выступ на пластинах;
  • 14 — отверстия в пластине для стоек.

Топливный насос (бензонасос) УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 (рис.4) — диафрагменного типа с механическим приводом от распределительного вала. Работает бензонасос следующим образом.

Эксцентрик 13, набегая на конец рычага, заставляет другой его конец вместе со штоком и диафрагмой опускаться вниз. В верхней полости создается разрежение, открывающее впускной клапан и засасывающее топливо в полость над диафрагмой.

Бензонасос УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514

Бензонасос УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514

Рис.4

  • 1 — корпус;
  • 2 — пружина диафрагмы;
  • 3 — отверстие, сообщающееся с атмосферой;
  • 4 — уплотнитель;
  • 5— шток диафрагмы;
  • 6— рычаг штока;
  • 7 — валик рычага ручной подкачки;
  • 8 — рычаг ручной подкачки;
  • 9 — оттяжная пружина;
  • 10 — ось рычагов привода;
  • 11 — пружина рычага привода;
  • 12 — рычаг привода;
  • 13 — эксцентрик распределительного вала;
  • 14 — диафрагма;
  • 15 — головка;
  • 16 — нагнетательный клапан;
  • 17 — крышка головки;
  • 18—болт крышки;
  • 15 — фильтр-сетка;
  • 20 — прокладка;
  • 21 — впускной клапан.

Возвратный ход диафрагмы осуществляется пружиной 2. Под ее воздействием диафрагма выталкивает топливо через нагнетательный клапан в карбюратор. К основным неисправностям топливного насоса (бензонасоса) УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 относятся повреждение диафрагмы, нарушение герметичности клапанов, снижение упругости пружины диафрагмы, износ приводных рычагов и тяги насоса.

Неисправность диафрагмы обнаруживают по подтеканию топлива через отверстие 3 в корпусе бензонасоса УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 (см. рис.4). Не плотность прилегания клапанов вызывает перебои в работе двигателя и затрудняет его пуск, поэтому поврежденную диафрагму, неисправные клапаны и уплотнительную прокладку крышки следует заменить.

Упругость пружины 2 диафрагмы считается достаточной, если для сжатия ее до длины 15 мм необходимо приложить усилие в пределах 5,0—5,2 кгс. При меньшей упругости ее следует заменить. Ось 10 рычагов и рычаги 6 к 12 при наличии заметного износа заменяют новыми или восстанавливают наплавкой пружинной стали на изношенную часть с последующей подгонкой по шаблону.

В месте наплавки металла рычаг после подгонки нагревают до красного каления и закаливают в воде. Разработанные отверстия в рычагах восстанавливают заваркой с последующим сверлением отверстий или запрессовкой в них втулок с внутренними отверстиями, соответствующими диаметру оси.

Подсборку диафрагмы бензонасоса УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 рекомендуется выполнять в приспособлении. При завертывании гайки штока ключом 4 все детали зажимают рычагом 5 для предотвращения смещения листов диафрагмы относительно друг друга.

В правильно собранной диафрагме прямоугольное отверстие на конце тяги диафрагмы должно находиться в плоскости, проходящей через два диаметрально противоположных отверстия диафрагмы. Подсобранную диафрагму следует положить на 12—20 ч в бензин для размягчения ее листов. В корпус бензонасоса УАЗ-469 диафрагму устанавливают в следующем порядке.

Поставить рычаг ручного привода в крайнее нижнее положение. Взять корпус бензонасоса УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 в левую руку и нажать большим пальцем на выступ рычага тяги диафрагмы так, чтобы другой конец рычага поднялся вверх до отказа. Правой рукой, сжимая пружину и слегка поворачивая диафрагму против часовой стрелки, соединить тягу диафрагмы с рычагом ее привода.

Совместить отверстия диафрагмы с отверстиями корпуса бензонасоса, вращая диафрагму против часовой стрелки. Совмещение отверстий поворотом диафрагмы по часовой стрелке может привести к ненадежному соединению тяги диафрагмы с ее рычагом. При установке всасывающего и нагнетательного клапанов в сборе необходимо подложить под них бумажные прокладки.

При соединении головки бензонасоса с корпусом для предотвращения образования складок на листах диафрагмы рычаг ручного привода насоса следует поставить в крайнее верхнее положение. Вначале необходимо завернуть до отказа два противоположных винта, затем остальные (крест-накрест), чтобы избежать перекоса диафрагмы.

Если эта операция будет выполнена неправильно, диафрагма будет натянута слишком туго, и срок ее службы сократится. Собранный топливный насос УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 проверяют на начало подачи, давление и разрежение. Подача топлива должна начинаться через 22 с при 120 об/мин распределительного вала, что соответствует 44 качкам рычага насоса.

Бензонасос УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 должен создавать давление 150—210 мм рт. ст. и разрежение 250 мм рт. ст. минимум. Производительность топливного насоса должна быть 50 л/ч при 1800 об/мин распределительного вала. Исправность работы топливного насоса можно проверить непосредственно на двигателе при помощи манометра со шкалой до 1,0 кгс/см2 и ценой деления 0,05 кгс/см2.

Для этого необходимо прогреть двигатель до устойчивой работы на малых частотах вращения коленчатого вала и, остановив двигатель, отсоединить нагнетательную трубку бензонасоса от карбюратора, а затем соединить ее через резиновый шланг с манометром.

Пустить двигатель на оставшемся в карбюраторе топливе и при работе его на малой частоте вращения коленчатого вала при холостом ходе в течение 2—3 мин проследить за показаниями манометра — они должны находиться в пределах 0,2—0,3 кгс/см2, затем остановить двигатель и по манометру наблюдать за уменьшением давления.

За 30 с давление не должно упасть более чем на 0,1 кгс/см2. Фильтр тонкой очистки топлива УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 (рис.5) устанавливается между топливным насосом и карбюратором. Фильтрующий элемент состоит из латунной сетки с размером ячейки (на свету) 0,14 мм, намотанной в два слоя на стакан из алюминиевого сплава.

Фильтр тонкой очистки топлива УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514

Фильтр тонкой очистки топлива УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514

Рис.5.

  • 1 — корпус;
  • 2 — прокладка;
  • 3 — фильтрующий элемент;
  • 4 — отстойник;
  • 5 — скоба;
  • 6 — распорная пружина;
  • 7 — гайка-барашек.

Сетка на стакане удерживается цилиндрической пружиной, надетой снаружи на элемент. Карбюратор УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 (рис.6) — однокамерный, вертикальный с падающим потоком смеси, балансированной поплавковой камерой, экономайзером и ускорительным насосом.

Главный топливный жиклер постоянного сечения в сочетании с воздушным жиклером обеспечивает оптимальный состав рабочей смеси на частичных и полной нагрузках двигателя.

Схема карбюратора УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514

Схема карбюратора УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514

Рис.6.

  • 1 — крышка;
  • 2—привод насоса ускорителя и экономайзера;
  • 3 — распылитель ускорительного насоса;
  • 4— малый диффузор;
  • 5 — воздушная заслонка;
  • 6 — распылитель экономайзера;
  • 7 — главный воздушный жиклер;
  • 8 — воздушный жиклер холостого хода;
  • 9— игольчатый клапан,
  • 10 — фильтр;
  • 11 — смотровое окно;
  • 12—пробка сливного отверстия;
  • 13 — поплавок;
  • 14 — корпус;
  • 15 —главный топливный жиклер;
  • 16 — топливный жиклер холостого хода;
  • 17 — эмульсионная трубка;
  • 18 — винт качества смеси холостого хода;
  • 19 смесительная камера;
  • 20 отверстие системы холостого хода;
  • 21— дроссель;
  • 22—отверстие для трубки вакуумного регулятора;
  • 23—большой диффузор;
  • 24 — нагнетательный клапан насоса-ускорителя;
  • 25 — впускной шариковый клапан;
  • 26 — клапан экономайзера;
  • 27 — поршень ускорительного насоса.

Пропускная способность и размеры дозирующих элементов карбюратора УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 следующие:

Пропускная способность, см3/мин: — главного топливного жиклера — 370±5 — топливного жиклера холостого хода — 55±1,5

  • Диаметр, мм:
  • главного воздушного жиклера — 1,1+0-06
  • воздушного жиклера холостого хода — 1,3+0’06
  • эмульсионного жиклера холостого хода . . . 1,5+0’06
  • жиклера экономайзера — 1,6-10,06
  • распылителя ускорительного насоса — 0,7+0,06
  • экономайзера — 3,0 ±0,16.

Управление карбюратором УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 осуществляется с места водителя. Дроссель имеет ручной и ножной приводы, а воздушная заслонка только ручной (рис.7).

Привод дросселя и воздушной заслонки карбюратора УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514

Привод дросселя и воздушной заслонки карбюратора УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514

Рис.7.

  • 1 — педаль управления дросселем;
  • 2 — контргайка;
  • 3 — регулировочная муфта;
  • 4—оттяжная пружина;
  • 5—кронштейн;
  • 6—валик;
  • 7— компенсационная пружина;
  • 8 — рычаг;
  • 9 и 10 — гайки,
  • 11 — тяга,
  • 12 — промежуточный рычаг;
  • 13 — рычаг троса ручного управления дросселем;
  • 14 — кронштейн крепления оболочки троса;
  • 15 — регулируемая тяга;
  • 16—контргайка;
  • 17 — наконечник;
  • 18 — рычаг дросселя;
  • 19 — кнопка ручного управления воздушной заслонкой;
  • 20 — кнопка ручного управления дросселем.

Воздушный фильтр УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 (рис.8) — инерционно-масляный. При прохождении через фильтр воздух подвергается двойной очистке.

Воздушный фильтр УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514

Воздушный фильтр УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514

Рис.8.

  • 1 — патрубок;
  • 2 — хомут;
  • 3 — крышка фильтра;
  • 4 — фильтрующий элемент;
  • 5 — корпус;
  • 6 — уплотнитель;
  • 7 — отражатель.

При резком изменении направления движения перед поступлением в фильтрующий элемент воздух освобождается от тяжелых частиц пыли, которые, не успевая вместе с воздухом изменить направление движения, попадают в масляную ванну.

В фильтрующем элементе воздух, пройдя через его поры, освобождается от мельчайших частиц пыли, а также от капелек масла, которые он захватил из масляной ванны. Впускная труба (рис.9), отлитая из серого чугуна, прикреплена с правой стороны к головке цилиндров через железо-асбестовую прокладку.

В средней части труба соединена с выпускной трубой. В этой части впускная труба подозревается отработавшими газами, что улучшает испарение топлива и делает работу двигателя более экономичной.

Схема подогрева впускной трубы

Схема подогрева впускной трубы

Рис 9.

  • 1 — впускная труба;
  • 2 — прокладка;
  • 3 — ось заслонки;
  • 4— заслонка;
  • 5 — выпускная труба;
  • 6 — сектор заслонки.

Степень подогрева рабочей смеси регулируется принудительно водителем в зависимости от температуры окружающего воздуха с помощью металлического сектора, имеющего соответствующие надписи «зима» и «лето» и установленного с наружной стороны выпускной трубы.

При температуре окружающего воздуха ниже 0° С сектор устанавливают в положение «зима», а при температуре окружающего воздуха выше 0° С — в положение «лето». Фильтр-отстойник. При проведении ТО-1 слить отстой грязи и воды через сливное отверстие. Перед зимним сезоном эксплуатации снять и промыть в бензине или ацетоне фильтрующий элемент.

Разбирать его не следует. После промывки фильтрующий элемент продуть сжатым воздухом давлением не более I кгс/см2, чтобы не вызвать повреждения фильтрующих пластин. Топливный насос УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 — Перед зимним сезоном эксплуатации удалить отстой грязи и воды из отстойника и промыть сетчатый фильтр.

При установке крышки на место тщательно следить за сохранностью прокладки, устанавливаемой между головкой и крышкой головки. Повреждение этой прокладки вызывает подсос воздуха при работе насоса.

При проведении ТО-2 необходимо проверять крепление насоса к двигателю, состояние гибкого топливопровода и герметичность соединения его с топливным насосом.

Подтекание топлива из бензонасоса УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 через контрольное отверстие свидетельствует о неисправности диафрагмы. В этом случае необходимо снять насос, разобрать его и заменить диафрагму новой.

Разбирать насос следует только в случае действительной необходимости, так как при разборке можно легко повредить исправную диафрагму.

Оцените статью
УАЗ_ЛЮКС