Сцепное устройство для легкового прицепа от А до V

ТСУ (тягово-сцепное устройство) или фаркоп – это крюк с металлическим шаром, торчащий ниже бампера, для накидывания на него сцепной головки, установленной на конце прямого или V-образного дышла прицепа. Когда возникает нужда перевозки груза, непомещающегося в салон или багажник, выбор прицепа сопровождается вопросами о фаркопе.

Ведь в зависимости от крепления рассчитывается допустимая нагрузка на раму автомобиля. Конечно же, таблицы масс имеются в сертификатах и на обратной стороне капота. Но что делать, если сцепное не установлено?

  • Искать подходящую или родную марку,
  • При отсутствии изготавливать на заказ или самостоятельно.

Что представляет собой тягово-сцепное устройство

На практике в России прижились два вида ТСУ:

  1. «Петля-скоба». Такое устройство представляет собой скобу. А на дышле прицепа имеется петля в виде кольца, которое помещается в скобу. Фиксация происходит с помощью увесистого металлического пальца, продетого сквозь кольцо, находящееся в скобе. Трактора и их собратья оснащены таким ТСУ. На грузовых авто «ЗИЛ», «ГАЗ» возможно защёлкивание скобы без пальца. Аналогичные фаркопы – это конструкции специального назначения. Такая система предназначена для повышенной сопротивляемости и прочности в условиях малой проходимости дорог. Главным минусом являются ударные перегрузки, которые приводят к износу устройства.
  2. Шаровое ТСУ или традиционный фаркоп. Пятидесятимиллиметровый шар, зафиксированный на изогнутом металлическом выступе. Круглая форма принимает различные векторные нагрузки. В России имеет стандарт ОСТ 37.001.096-77. Международный – ИСО-1103-76. Отдельный разговор о сцепной голове на шар. Она состоит из крепёжного элемента, амортизаторной системы и разъёмно-сцепного механизма. Различают три типа согласно допустимой нагрузки:
  • До 750 кг,
  • До 1300 кг,
  • От 1300 кг.

Достоинством данной конструкции является возможность оснащения прицепа тормозной системой, которая будет работать по средствам передачи механических колебаний через шар в сцепную головку и обеспечивать нивелирование скоростных перепадов на дороге: тормозит автомобиль, прицеп по инерции давит рычагом на шар, включаются тормоза.

Самодельные ТСУ стараются вписаться в конкретные особенности назначения. Иначе возможен запрет на эксплуатацию. На рынке же встречается много моделей. Все они различаются:

  • По весовой классификации,
  •  По конструкции,
  • Способу крепления,
  • Особенностям крепления электрики.

Виды фаркопов

Буксировка с нестандартными значениями может привести к плохим последствиям. Поэтому классификация фаркопов начинается с весовой нагрузки. Соответствие своей группе обеспечит долгую жизнеспособность.

Выделяют 3 категории

  1. Для легковых авто с допустимый массой прицепа 1,5 т,
  2. Для универсалов, минивэнов с аналогичным значением до 2,5 т,
  3. Для микроавтобусов, внедорожников до 3,5 т.

Классификация ТСУ

Европейская конструкция. Отличием от отечественных является размер шара, который маркируется дюймами:

  • 1- 7/8 равен 47,6 мм,
  • 2  равен 50, 8 мм,
  • 2-5/16 – 58,7 мм.

Американская конструкция. Это немного другая история. Имеют форму четырёхугольной шахты, в которую вставляется дышловый наконечник с запором в виде крюковидной рукоятки.

Способ крепления предполагает три типа устройств

  1. Несъёмный. Полностью сварная конструкция.
  2. Условно-съёмный. Возможен демонтаж прицепного крюка, зафиксированного на болты.
  3. Съёмный. Имеется защёлка, позволяющая быстро сложить крюк.

Классификация фаркопов

  • «А»—съёмный на 2-х болтах (нагрузка не более 150 кг при полной массе прицепа до 1,5 т),
  • «В»— съемный на гайке,
  • «С»—съемный/складной на эксцентрике,
  • «BMA»— складной класса «люкс»,
  • «Е»—американский стандарт (до 1,5 т),
  • «Н»—несъемный,
  • «FC»—легкий (до 750 кг),
  • «GC»—съёмный на 4-х болтах,
  • «F»—кованный съёмный на 2-х болтах. Имеет вертикальную регулировку,
  • «G»—аналог «F» на 4-х болтах,
  • «V»—аналог «F» нерегулируемый.

Тягово-сцепное устройство – это место встречи автомобильной электрики и прицепной. На фаркопе как правило монтируется розетка с 7, 13 или 15 контактами, а проводка прицепа предполагает аналогичную вилку. Бывает, вилка и розетка оказываются с различным вариантом контактов. Заблаговременный выбор прицепа с нужной распиновкой исключит проблему. Но если такое случилось, на помощь приходит переходник.

Производители фаркопов, предлагая свою продукцию массовому потребителю, несут ответственность за качество материала и сопротивляемость элементов в сборке, проверить которую можно лишь в заводских условиях. Требования ОСТ 37.001.299 регламентируют характеристики. Кустарные же фаркопы живут и удачно маскируются под оригинальные образцы.

Хорошо, если мастеру известна формула распределения веса относительно кузова автомобиля и установки точек крепежа, но никто не гарантирует надёжность металла.

Как установить фаркоп

ТСУ крепится к раме или кузову автомобиля. Бампер обычно снимается и его роль достаётся основной балке прицепного. В отдельных вариантах приходится сверлить лонжерон и устанавливать закладные пластины.

Но установка родного фаркопа – дело нехитрое. Если производитель авто предусмотрел места монтажа, отверстия и прочие элементы для установки фаркопа, а также имеется документ (как правило, это сертификат при покупке) с характеристиками оригинального устройства, то самостоятельный монтаж вполне законен и логичен.

Сервис предложит определённую цену. Это окупится в том случае, если предполагается сверление дополнительных отверстий или установка не родного фаркопа, но подходящего по характеристикам. Сервис выдаст письменное заключение о соответствии нормам.

Состояние шара и самого ТСУ требует постоянной проверки на наличие:

  • Раскрученных, сорванных гаек или болтов (гровер предотвратит раскручивание, но не срыв),
  • Смазки шара,
  • Чистоты розетки,
  • Сварных швов.

Шар испытывает критические нагрузки, подвержен износу. Замерять диаметр надо каждые 1-1,5 тысяч км пробега.

Производители тягово сцепных устройств

Напоследок можно привести список известных производителей ТСУ:

  • Bosal – 200 образцов для легковушек и грузовиков из Бельгии,
  • Brink – лидирующая позиция из Голландии,
  • VFM – российское объединение под флагом фирмы Bosal,
  • Westfalia – крупная немецкая фирма. Более 800 наименований,
  • Aragon – испанский лидер,
  • HiddenHitch – североамериканская компания,
  • AvtoS – российская компания производит прицепы и фаркопы,
  • BALTEX –  отечественная компания из Санкт-Петербурга.


Видео обзор фаркопов Bosal

Когда картина ясна, не стоит тратить понапрасну время и изобретать то, что уже есть в наилучшем варианте. Здравый подход к решению перевозки груза и грамотному монтажу фаркопа обязательно приведёт к успеху. А любители изобретений должны как минимум ориентироваться на обладателей золотых рук.

Оцените статью
УАЗ_ЛЮКС
Добавить комментарий