Трансмиссионные масла: виды, вязкость, подбор, классификация

Давно задавались вопросом, какое трансмиссионное масло лучше? Какая вязкость трансмиссионных масле? Какие существую классификации и какое масло подобрать? Тогда эта статья для вас.

Типы трансмиссионных масел

Применяемые в легком автомобилестроении трансмиссионные масла можно разделить на два вида:

  • масла для механических трансмиссий
  • масла для автоматических трансмиссий

Они также, как и моторные масла, бывают:

  • минеральные,
  • полусинтетические,
  • синтетические.

Механика

Основные два критерия на которые вам нужно опираться при выборе правильного масла для «мешалки» — это индекс вязкости (SAE) и пресловутые «GL-ки» (API), которые у многих продавцов, чуть ли не влияют на ходовые качества авто J.

Все потому, что согласно классификации API, существуют шесть типов приводов (схем зацепления шестерен). Каждый тип передачи крутящего момента, испытывает различные виды нагрузок, будь то нагрузки на смещение, трение, излом и т.д.

В зависимости от того, какие факторы износа первостепенны в том или ином узле, подбирается комплект присадок, способный препятствовать износу деталей трансмиссии на протяжении длительного времени. Эти комплекты присадок и разделили по категориям от GL-1 до GL-6.

Классификации SAE

Что касается классификации SAE, то тут также, как и с моторными маслами, идет указание вязкостных характеристик масла, то есть температура застывания и разжижения масла, это если упростить умные формулировки.

Как и у моторных масел, вязкость не указывает на тип масла, то есть 75w90 это не обязательно синтетика, это может быть и полусинтетика, теоретически может быть и минеральное. В руководстве по эксплуатации указано, какой вязкости должно применятся трансмиссионное масло в узлах авто.

Всегда делайте поправку на климатический пояс, в котором вы эксплуатируйте вашу машину. Чем холоднее, тем более легко текучей масла должны применятся в авто.

И не бойтесь их заливать в «старые» автомобили, если у вас на узле не разбитые подшипники и целые сальники, то никуда оно у вас «не вытечет», не «потечет со щелей» и не приведет к быстрой «смерти» узла.

Единственный побочный эффект применения легко текучих трансмиссионных масел в КПП и редукторах с большим износом – это более «шумная» работа узла в летнее время, когда масло хорошенько разогреется.

Интервал замены масла

Тип трансмиссионного масла влияет на его интервалы замены. Фирменные минеральные масла выхаживают до 80 тыс. км. Если мы возьмем в пример ТАД-17 за 1$ за литр, то менять я их советую не более чем через 20 тыс.

Что касается полусинтетических трансмиссионных масел, то выход у них варьируется от 80тыс до 150 тыс., в зависимости от производителя. А синтетические, в свою очередь, согласно технической литературе считаются не меняемыми – на весь срок эксплуатации автомобиля 200 – 300 тыс.

Потому в этом интервале я и рекомендую менять синтетическую трансмиссию. Хотя, как показывает практика, у вас на много раньше потечет сальник или лопнет пыльник гранаты, если это «француз», и вы замените масло на гораздо меньшем пробеге.

Автоматические КПП

Что же касается автоматических КПП, то тут все намного сложнее. Существует три основных типа автоматов:

  • полный автомат,
  • вариатор,
  • робот.

Полные автоматы

Конструктивно сложные инженерные узлы, и требования к маслам, в них применяемым, тоже очень высоки. Общая конструкция у них примерно одинаковая:

  • гидротрансформатор,
  • механический блок,
  • гидравлический блок.

Но у каждого производителя очень много своих «моментов» именно в деталях АКПП. Поэтому у каждого автопроизводителя есть «допуск» — это буквенное или цифровое значение, которому соответствует запчасть.

Существует оригинальный номер запчасти и бывает ОЕМ заменитель, то есть запчасть которая соответствует параметрам оригинала. Так вот, к каждой АКПП применяется своя «запчасть» (масло). И тут рекомендую не играться и не экономить, так как ремонт обойдется в разы дороже.

Этот «код запчасти» указан у вас в руководстве по эксплуатации в разделе «масло АКПП». Если это «корейцы», то там рекомендация «SP-3» или «SP-4». Если это WV, то GХХХХХХ или LTХХХХХ, если FORD или VOLVO, то WSS-ХХХХХ-Х и т.д.

Вариатор (CVT)

Простая по конструкции, но не лишенная своих «тараканов» автоматическая КПП. Слабым местом вариатора является приводная цепь. Она выполняет основную функцию по передаче крутящего момента и его выбора.

Поэтому при использовании не качественного, либо не подходящего по допуску масла, она первая выйдет из строя. Все дело в том, что в вариаторе, как и в автомате, переключение передач происходит за счет давления все того же масла.

При низком качестве масла, будь то изначально купленное масло, либо просто изношенное, в системе КПП образуется недостаточное давление для максимального сцепления шкивов с приводной цепью. В следствии этого она начинает пробуксовывать (особенно при агрессивной езде), повышая при этом рабочую температуру CVT масла, что приводит к его зашлаковыванию и «горению».

Продукты горения уже, циркулируя по системе выполняют функцию абразива и выводят из строя узлы агрегата. По этой причине я рекомендую производить замену масла в вариаторной АКПП раз в 30-40 тыс. км. Предупредить проблему легче, чем потом заниматься ее решением.

Робот

Механическая кпп с установленным на нее, гидравлическим либо электрическим приводом переключения передач. То есть, отчасти это более простой вид АКПП. По той причине, что правила замены трансмиссионного масла в механической части кпп такие же, как и у простой «мешалки».

В них применяются, только масла малой вязкости (75w80, 75w85, 75w90), для того чтобы уменьшить нагрузку на блок переключения. Если на вашем роботе установлен гидравлический блок переключения передач, то замену жидкости в нем следует производить раз в 50-60 тыс. км.

В основном там применяется либо ATF стандарта DEXTRON 3, либо DOT 4. Возможны и другие жидкости. Информация об этом указывается как в руководстве по эксплуатации, так и на расширительном бачке гидроблока.

Правильный подбор масла

При выборе масла для вашего АКПП, конечно лучше использовать масла оригинальные с логотипом автопроизводителя. Но так как сам завод автопроизводитель свои масла не изготавливает, он просто дает какому-нибудь концерну право на использование своего логотипа и с этого получает свой процент прибыли.

Следовательно, определяете, кто производит ваше оригинальное масло и экономите 20 -30% процентов стоимости. Главное, чтобы на этом масле стоял ваш допуск (код запчасти). Если его нет, или вам рассказывают в магазине что оно вам все-равно подходит, воздержитесь от его покупки, АКПП вам потом никто ремонтировать не будет.

Если на этикетке вы устали искать свой код, тоже воздержитесь от покупки такого масла. Тот или иной вид АКПП устанавливается на определенные марки авто, зачастую нескольких производителей.

Когда на этикетке масла указаны допуски только тех производителей, на которые эта АКПП устанавливается, следовательно, комплект присадок и характеристики этой ATF максимально удовлетворяют требования, выдвигаемые автопроизводителем к этому смазочному материалу.

Оцените статью