Температура кипения тосола для машинных двигателей

Бывает так, что охлаждающая жидкость в двигателе автомобиля закипает. Среди автолюбителей это весьма распространённая проблема. Чаще всего она возникает из-за поломки в системе охлаждения двигателя.

Показатель температуры кипения тосола может рассказать о возможных надвигающихся проблемах. Правильный выбор жидкости поможет предотвратить поломку.

Общие характеристики

Тосол или антифриз в охлаждении автомобиля используют для того, чтобы предотвратить пагубное влияние высоких и низких температур на двигатель. Летом уберегает от перегрева, а зимой не даёт переохладиться мотору именно тосол. Температура кипения его, как правило, не превышает характеристик двигателя в рабочем состоянии.

Многие автолюбители не понимают, в чём разница между тосолом и антифризом. Тосол — аббревиатура от «Технология органического синтеза» с добавлением окончания -ол, которое указывает на принадлежность к группе спиртов.

Это название известно со времён существования Советского Союза, ведь ещё в 1989 году был внедрён государственный стандарт для охлаждающей жидкости.

Антифриз — слово, пришедшее из англоязычных стран. Переводится как «препятствующий замерзанию». Но по сути, антифриз и тосол — одно и то же.

Основа каждой современной охлаждающей жидкости — этиленгликоль либо пропиленгликоль. В составе дополнительно также присутствуют присадки, влияющие на устойчивость к коррозии и проведению тепла. Благодаря составу, температура кипения тосола выше, чем у воды.

Хранить жидкость можно довольно долго, ведь она не теряет своих свойств. Присадки в составе тосола не дают дистиллированной воде образовать коррозию. Но разбавлять антифриз другой жидкостью, не снижая температуры его кипения, не получится. Подобные действия легко приведут к полной поломке системы охлаждения.

Знания о том, при какой температуре закипает тосол, помогут вовремя предупредить неисправность. Значение может изменяться в зависимости от разных условий. Всегда нужно учитывать этот фактор.

Применение хладагента

Качество охлаждающей жидкости сильно влияет на показатели теплопроводности, рабочей и максимальной температуры использования. Для определения точки кипения антифриза нужно обращать внимание на качество. Например, температура кипения тосола «А 40» составляет 108−110 градусов.

Порой автолюбителям попадается некачественная жидкость, которая закипает даже раньше, чем вода. Снизить вероятность покупки подделки поможет только приобретение марки тосола или антифриза, уже использовавшейся.

У любого тосола температура закипания зависит от давления. Как правило, при повышенном давлении верхняя граница смещается вверх. Застывает охлаждающая жидкость при сорока-шестидесяти градусах ниже нуля. Обычно тосол меняют по прошествии двух-трёх лет либо каждые восемьдесят тысяч километров пробега.

Вода и тосол

В первых моделях автомобилей для охлаждения систем двигателя использовали обычную воду. Но при ста градусах жидкость кипит, поэтому в условиях повышенных нагрузок она весьма неэффективна. Да и к тому же вода замерзает при нулевой отметке термометра. Этот факт не раз становился причиной различных поломок автомобиля в зимнее время.

Химики совместно с инженерами долго думали над проблемой и нашли решение. Новая жидкость — антифриз — обладает температурой кипения в 108—125 градусов Цельсия. Конечно, разброс в значении достаточно велик, но цифра зависит от типа присадок в составе, давления в системе и общего качества жидкости.

Самый дешёвый тосол производят с нарушением традиционной технологии, что влияет на состав и свойства. Иногда водители жалуются на жидкости, которые кипят при отметке в восемьдесят пять градусов. Несомненно, это опасно для автомобиля. Иногда лучше залить в бачок дистиллированную воду, нежели непонятную смесь. Не стоит слишком экономить на антифризе, ведь ремонт автомобиля в итоге может обойтись намного дороже.

Зависимость от давления

При атмосферном давлении качественный тосол кипит, достигая отметки в 180−110 градусов. Но повышенное давление в системе увеличивает и максимально допустимое значение для кипения жидкости.

При исправной работе системы верхняя граница для тосола может быть сдвинута до плюс 130 градусов. Конечно, система при этом должна быть полностью герметичной. Бак с антифризом должен быть плотно закрытым.

Это во многом зависит от исправности клапана на крышке расширителя. Негерметичная система охлаждения способствует тому, что тосол быстро перегревается. Под давлением антифриз увеличивает запас устойчивости к перегреву двигателя.

Причины и следствия сбоя в охлаждении

Есть несколько причин тому, что антифриз кипит. Наиболее частые:

  • Поломка термостата.
  • Неисправность помпы, радиатора либо вентилятора.
  • Низкий уровень жидкости в баке.

Иногда причиной сбоя в работе охлаждения может стать образовавшаяся воздушная пробка. Если есть видимые повреждения радиатора, помпы, термостата или вентилятора, то, скорее всего, они вызвали нарушение работы в системе охлаждения.

Эту поломку определить и устранить проще всего. В этом случае критическое повышение температуры антифриза будет не больше, чем на десять минут. За такой промежуток времени системам автомобиля не будет причинён ущерб.

Низкий уровень антифриза

Иногда жидкость может закипеть из-за малого количества её в бачке. Такое может произойти от того, что заправка системы охлаждения была произведена не по уровню. Всегда нужно смотреть на стрелку корпуса бачка: она должна быть строго между отметками минимального и максимального объёма.

Другой причиной малого количества жидкости может стать банальная утечка. При этом стоит взять во внимание, что точка кипения антифриза под давлением выше, а значит, потеря давления уменьшит показатель.

Найти протечку иногда бывает сложно. Но сделать это нужно. После успешных поисков необходимо сразу же устранить неисправность, ведь система охлаждения — наиболее важная составляющая работы автомобиля.

Сложности после замены жидкости

По прошествии времени тосол может поменять химический состав и, как следствие, свойства. Конечно, это может стать причиной закипания охлаждающей жидкости. В этом случае может потребоваться замена антифриза.

Даже если уровень новой жидкости в норме, могут возникнуть проблемы. Воздушная пробка в двигателе — одна из самых распространённых. От неё нужно избавиться, иначе тосол будет кипеть при более низкой температуре.

Другой проблемой после замены антифриза может стать низкое качество новой жидкости. Чаще всего недобросовестные производители разбавляют тосол водой. Конечно, такая жидкость дешевле, однако, она весьма неэффективна.

Другие причины

Нередко другими причинами неисправностей становятся проблемы с несовместимым водным насосом, большим количеством скопившейся грязи в радиаторе либо нарушенной циркуляцией воздуха.

Для нормального обдува, на водяном насосе должен быть вентилятор с особым кожухом. В противном случае прогретый воздух будет поступать на насос. Также необходимо при замене подбирать лопасти нужной модели. Меньшие размеры могут не справиться, что в конечном счёте приведёт к снижению давления в системе.

Возможные проблемы после закипания

Механические поломки систем вентилятора или термостата позволяют быстро определить и устранить закипание жидкости. Аварийное повышение температуры тосола будет длиться в этом случае всего около десяти минут, не нанеся большого вреда системам автомобиля.

Если двигатель работает на горячем тосоле больше пятнадцати минут, могут возникнуть проблемы. За этот промежуток времени:

  • В основном радиаторе охлаждения повышается риск возникновения утечки.
  • Велик шанс повреждения патрубков охладительной системы. Это приводит к утечке тосола.
  • Кольца на поршне будут работать на износ. В этом случае они быстро подвергнутся усадке, что приведёт к повышению расхода жидкости в моторе во много раз.
  • Уплотнители и сальники перестанут выполнять свою функцию. Смазочное вещество начнёт быстро вытекать.

Длительная работа двигателя автомобиля (больше тридцати минут) при высокой температуре очень опасна. При этом может возникнуть:

  1. Взрыв двигателя. Это может произойти только при долгой работе на максимальной температуре.
  2. Оплавка поршней в моторном отсеке. Из-за высокой температуры элементы двигателя легко прогорают. В этом случае не избежать капитального ремонта.
  3. Повреждение и изменение формы головки блока цилиндров. Потребуется серьёзный ремонт.
  4. Разрушение перегородок между кольцами в двигателе. Части при этом сварятся между собой.
  5. Выход клапанов двигателя из строя. Придётся заменить части.
  6. Повреждение прокладки головки блока цилиндров. Будет необходимо производить замену уплотнителя и менять болты на головке.
  7. Разрушение гнёзд клапанов.

Действия водителя при перегреве двигателя

Для того чтобы проблем с системой охлаждения не возникало, нужно внимательно следить за её состоянием и регулярно проводить технический осмотр. Как только появляется поломка, необходимо производить ремонт и менять вышедшие из строя части.

Также важно постоянно следить за уровнем и состоянием антифриза в системе. Если наблюдается осадок либо отложения, то нужно заменить охлаждающую жидкость и промыть все каналы.

Но может случиться так, что система охлаждения дала сбой во время движения. Важно следовать рекомендациям:

  1. Стоит уменьшить нагрузку на двигатель автомобиля. Переключение рычага передач на «нейтраль» и свободное движение до полной остановки будет лучшим решением. Двигатель глушить не стоит. Необходимо включить печку на максимум. Делается это для того, чтобы помочь остыть мотору.
  2. После полной остановки автомобиля нужно остановить работу двигателя, но не выключать зажигание. Оно нужно для работы печи.
  3. Затем стоит выйти из машины и приоткрыть капот автомобиля. Так воздух будет лучше циркулировать и мотор остынет быстрее.
  4. Теперь необходимо подождать минут двадцать. Не стоит торопиться и откручивать крышку бака с тосолом, ведь горячая жидкость может брызнуть, что опасно для здоровья.
  5. Если поблизости есть гараж либо сервис технического обслуживания, необходимо добраться до него. Хорошо, если автомобиль возьмут на буксир. В случае когда до сервиса далеко, стоит посмотреть, сколько антифриза в ёмкости. Если его мало, то нужно добавить охлаждающей жидкости в систему, но делать это очень аккуратно, ведь чересчур резкое охлаждение может навредить системе.
  6. После того как двигатель остынет, необходимо запустить его и медленно добраться до станции технического обслуживания либо гаража. В процессе движения важно смотреть за датчиком температуры мотора. Если она увеличилась, нужно заглушить двигатель и дождаться остывания. Важно не выключать печку во время движения.

Знать, при какой температуре кипит антифриз, очень полезно. Поняв причины повышения значения на термометре, можно не допустить поломки, избавить себя от затрат на ремонт и снизить риск аварии.

Оцените статью
УАЗ_ЛЮКС
Добавить комментарий